Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход

Кукушин В. С.

Вспомним начало фильма «Горожане», который шел на наших экранах четыре десятилетия назад: московский таксист привозит на Новодевичье кладбище русскую эмигрантку, жительницу США и она кладет цветы на могилу А. П. Чехова.


Такое начало придумано автором фильма не случайно. Именно А. П. Чехов стал олицетворением доброты, заботы и интеллигентности для тех, кто жил в XX веке. Именно А. П. Чехову принадлежат слова: «В человеке все должно быть прекрасно и одежда, и лицо, и душа, и мысли».


Можно смело утверждать, что как писатель А. П. Чехов был величайшим гуманистом своего времени, потому что в своем творчестве он возвеличил правду и красоту – именно те ценности, которые всегда составляли главное в человеческой жизни.


А. П. Чехов – тончайший психолог. Только он в деликатнейшей форме мог упрекнуть человечество в дефиците верности так, как это сделано в рассказе «На кладбище»:

«Насилу мы нашли могилу актера Мушкина. Она осунулась, поросла плевелом и утеряла образ могилы… Маленький дешевый крестик, похилившийся и заросший зеленым, почерневшим от холода мохом, смотрел старчески уныло и словно хворая. – «забвенному другу Мушкину»… - прочли мы. Время стерло частицу «не» и исправило человеческую ложь».


А. П. Чехов – певец человека как ценности. Достаточно вспомнить его знаменитую «Каштанку», где он словами столяра – хозяина героини повести – утверждает: - Супротив Человека ты всё равно, что плотник против столяра…


А. П. Чехов – певец дружеской верности. Известно, что Каштанка – собирательный образ. Историю о собаке, случайно попавшей на цирковую арену, писателю рассказал таганрожец по происхождению всемирно известный цирковой артист А. Дуров. Рыжая собака по кличке Каштанка действительно жила в семье столяра Ефимьева,сын которого учился с Антоном Чеховым в одном классе гимназии. Но в истории, рассказанной А. Дуровым, собака остаётся «на вольных хлебах» в цирке, а чеховская Каштанка, услышав во время циркового представления голос хозяина, опрометью бросается к нему, пренебрегая своей жизнью и ласками циркового дрессировщика.


А. П. Чехов – певец милосердия. Вспомним его рассказ «Ванька Жуков». Только абсолютно бесчувственный человек (а точнее – нечеловек!) может оставаться равнодушным к одиночеству мальчика – героя произведения.


Рассказывая о животных, великий писатель использует терминологию, адресуемую обычным людям, что позволяет читателю опосредованно, ассоциативно воспитывать самого себя. Обратимся к истории Каштанки:


«Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать…»


Учитывая, что рассказ адресован читателю младшего или среднего возраста, такой приём вполне оправдан: он позволяет развивать эмоциональную среду личности.


А. П. Чехов талантливый педагог. Обратимся опять к рассказу «Каштанка»:


Каштанка помнила, что по дороге она вела сея не прилично. От радости, что её взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял её из виду, останавливался и кричал на неё…»


Вспомните Дорогие Читатели, в каком возрасте Вы впервые услышали о приличиях? А Чехов учит этим правилам с раннего детства.


А. П. Чехов – тонкий моралист. В уже цитированном рассказе «На кладбище» встречаются такие комментарии к надгробиям:


«… Бедняга пал жертвою своей наблюдательности. Однажды подслушивая, получил такой удар двери в голову, что схватил сотрясение мозга (у него был мозг) и умер.

А вот под этим памятником лежит человек, с пелёнок ненавидевший стихи, эпиграммы… Словно в насмешку, весь его памятник испещрен стихами…»


А. П. Чехов – тонкий юморист. Об этом свидетельствуют даже названия его рассказов:

  • Толстый и тонкий
  • Человек в футляре
  • Баран и барышня
  • Умный дворник
  • Герой – барыня
  • Из дневника одной девицы
  • Отставной раб
  • Дура, или капитан в отставке
  • Наивный леший
  • Последняя могиканша
  • Антрепренёр под диваном и другие


А ведь юмор – основа психического здоровья человека.


Рамки журнальной статьи не позволяют дать полный анализ творчества писателя, да в этом нет необходимости: знакомство даже с несколькими его рассказами даёт читателю возможность почувствовать его человеческое обаяние, ум, наблюдательность и, главное – поучительность.


Венцом же педагогической позиции А. П. Чехова явилось его письмо брату

Николаю, написанное в юности, в марте 1886 года:

«Воспитанные люди, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:

  • Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
  • Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и оттого, что не увидишь простым глазом.
  • Они уважают чужую собственность, а поэтому платят долги.
  • Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меьшей братии…
  • Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочуствие…
  • Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями…
  • Если они имеют в себе талант, то уважают его…
  • Они воспитывают в себе эстетику…»


Как видим, чеховская концепция воспитания пронизана гуманизмом и эстетикой. И если учесть, что свыше 70% чеховского творчества отражают образ жизни, события, среду обитания и характер жителей нашего города конца XIX - начало XX веков, то волей – неволей каждый из нас должен сопоставить себя с эталоном личности, созданным писателем, и спросить: «А каков я?» Не сомневаюсь, это полезно сделать каждому.


Чехова нельзя читать большими «дозами». С его творчеством следует знакомиться, не спеша, по 1 – 2 рассказа в день, осмысливая каждую строчку его творений. Только в этом случае можно оценить масштабы его таланта и личности, только в этом случае можно осмыслить их великую воспитательную роль.

Создание сайта ® intelino, 2010
Разработка и создание сайта