Кукушин В. С.
Вспомним начало фильма «Горожане», который шел на наших экранах четыре десятилетия назад: московский таксист привозит на Новодевичье кладбище русскую эмигрантку, жительницу США и она кладет цветы на могилу А. П. Чехова.
Такое начало придумано автором фильма не случайно. Именно А. П. Чехов стал олицетворением доброты, заботы и интеллигентности для тех, кто жил в XX веке. Именно А. П. Чехову принадлежат слова: «В человеке все должно быть прекрасно и одежда, и лицо, и душа, и мысли».
Можно смело утверждать, что как писатель А. П. Чехов был величайшим гуманистом своего времени, потому что в своем творчестве он возвеличил правду и красоту – именно те ценности, которые всегда составляли главное в человеческой жизни.
А. П. Чехов – тончайший психолог. Только он в деликатнейшей форме мог упрекнуть человечество в дефиците верности так, как это сделано в рассказе «На кладбище»:
«Насилу мы нашли могилу актера Мушкина. Она осунулась, поросла плевелом и утеряла образ могилы… Маленький дешевый крестик, похилившийся и заросший зеленым, почерневшим от холода мохом, смотрел старчески уныло и словно хворая. – «забвенному другу Мушкину»… - прочли мы. Время стерло частицу «не» и исправило человеческую ложь».
А. П. Чехов – певец человека как ценности. Достаточно вспомнить его знаменитую «Каштанку», где он словами столяра – хозяина героини повести – утверждает: - Супротив Человека ты всё равно, что плотник против столяра…
А. П. Чехов – певец дружеской верности. Известно, что Каштанка – собирательный образ. Историю о собаке, случайно попавшей на цирковую арену, писателю рассказал таганрожец по происхождению всемирно известный цирковой артист А. Дуров. Рыжая собака по кличке Каштанка действительно жила в семье столяра Ефимьева,сын которого учился с Антоном Чеховым в одном классе гимназии. Но в истории, рассказанной А. Дуровым, собака остаётся «на вольных хлебах» в цирке, а чеховская Каштанка, услышав во время циркового представления голос хозяина, опрометью бросается к нему, пренебрегая своей жизнью и ласками циркового дрессировщика.
А. П. Чехов – певец милосердия. Вспомним его рассказ «Ванька Жуков». Только абсолютно бесчувственный человек (а точнее – нечеловек!) может оставаться равнодушным к одиночеству мальчика – героя произведения.
Рассказывая о животных, великий писатель использует терминологию, адресуемую обычным людям, что позволяет читателю опосредованно, ассоциативно воспитывать самого себя. Обратимся к истории Каштанки:
«Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать…»
Учитывая, что рассказ адресован читателю младшего или среднего возраста, такой приём вполне оправдан: он позволяет развивать эмоциональную среду личности.
А. П. Чехов талантливый педагог. Обратимся опять к рассказу «Каштанка»:
Каштанка помнила, что по дороге она вела сея не прилично. От радости, что её взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял её из виду, останавливался и кричал на неё…»
Вспомните Дорогие Читатели, в каком возрасте Вы впервые услышали о приличиях? А Чехов учит этим правилам с раннего детства.
А. П. Чехов – тонкий моралист. В уже цитированном рассказе «На кладбище» встречаются такие комментарии к надгробиям:
«… Бедняга пал жертвою своей наблюдательности. Однажды подслушивая, получил такой удар двери в голову, что схватил сотрясение мозга (у него был мозг) и умер.
А вот под этим памятником лежит человек, с пелёнок ненавидевший стихи, эпиграммы… Словно в насмешку, весь его памятник испещрен стихами…»
А. П. Чехов – тонкий юморист. Об этом свидетельствуют даже названия его рассказов:
- Толстый и тонкий
- Человек в футляре
- Баран и барышня
- Умный дворник
- Герой – барыня
- Из дневника одной девицы
- Отставной раб
- Дура, или капитан в отставке
- Наивный леший
- Последняя могиканша
- Антрепренёр под диваном и другие
А ведь юмор – основа психического здоровья человека.
Рамки журнальной статьи не позволяют дать полный анализ творчества писателя, да в этом нет необходимости: знакомство даже с несколькими его рассказами даёт читателю возможность почувствовать его человеческое обаяние, ум, наблюдательность и, главное – поучительность.
Венцом же педагогической позиции А. П. Чехова явилось его письмо брату
Николаю, написанное в юности, в марте 1886 года:
«Воспитанные люди, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:
- Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
- Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и оттого, что не увидишь простым глазом.
- Они уважают чужую собственность, а поэтому платят долги.
- Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меьшей братии…
- Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочуствие…
- Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями…
- Если они имеют в себе талант, то уважают его…
- Они воспитывают в себе эстетику…»
Как видим, чеховская концепция воспитания пронизана гуманизмом и эстетикой. И если учесть, что свыше 70% чеховского творчества отражают образ жизни, события, среду обитания и характер жителей нашего города конца XIX - начало XX веков, то волей – неволей каждый из нас должен сопоставить себя с эталоном личности, созданным писателем, и спросить: «А каков я?» Не сомневаюсь, это полезно сделать каждому.
Чехова нельзя читать большими «дозами». С его творчеством следует знакомиться, не спеша, по 1 – 2 рассказа в день, осмысливая каждую строчку его творений. Только в этом случае можно оценить масштабы его таланта и личности, только в этом случае можно осмыслить их великую воспитательную роль.