Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход

ТАГАНРОГСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Н.В.КУКОЛЬНИКА.

 Сложился устойчивый стереотип, что, переселившись в Таганрог, русский писатель Н.В.Кукольник (1809-1868) отошел от литературной деятельности, посвятив себя бытовым проблемам, и умер всеми забытый [1]. На самом деле это не так. Литературной деятельностью он продолжал заниматься, но печататься не спешил. Да и «журналы печатали произведения Кукольника неохотно» [2].О характере литературной деятельности Н.Кукольника в таганрогский период рассказывается в этой статье.

 Перед переездом в Таганрог, в последние годы служебной деятельности Н.Кукольник так сам подводит итог своим творческим исканиям:

 «Надо свести счеты с литературой, окончить Тони и Собиратель земли Русской, Абрикосовое дерево, Азовские письма. Марию Стюарт оканчивать не следует, но приготовить к печати. Более, кажется, и писать нечего…» [3]..

 Из перечисленных в записи литературных произведений в таганрогский период Н.Кукольник работал над «Азовскими письмами». Это публицистические статьи по истории, этнокультуре, экономике побережья Азовского моря.. Однако общее число законченных статей было около десятка. Направлялись они для публикации Краевскому. Цикл, как он был задуман Кукольником – представлял подлинную энциклопедию края, который он хорошо изучил, и где рассматривались как текущие проблемы, так и проблемы, связанные с будущим, а также с историей края. Опубликовано всего пять статей [4]. Еще одна («Восьмое письмо») в рукописи сохранилась в Пушкинскрм доме. Остальные, похоже, утрачены.

 О других, упомянутых в записи произведениях, можно сказать следующее.

 Роман «Собиратель земли Русской» более известен под названием «Иоанн Ш, собиратель земли русской». Над ним действительно Кукольник работал в Таганроге, а опубликован он был только после его смерти [5].

 Переходя к «Тони» заметим, что полное название этого романа «Тони, или Ревель при Петре Великом». Это исторический роман, опубликованный в журнале «Библиотека для Чтения» в 1854 и 1855. Выписки из разных источников, касающиеся работы над романом, а также сохранившаяся наборная рукопись [6] показывают, что работа над романом велась Н.Кукольником Петербурге, а не в Таганроге, а опубликована она была в период командировки Н.Кукольника в Новочеркасск.

 «Абрикосовое дерево» - это задуманный Н.Кукольником роман, который так и не был окончен. Эпизод из него, под названием «Регистратор», был опубликован в «Библиотеке для Чтения» еще в 1852 году. В уже упоминавшейся ранее дневниковой рукописи Н.Кукольника об этом романе имеются отдельные упоминания. «Абрикосовое дерево» - это, - по Кукольнику, - роман, «современный» и «чисто черноморский. Тут всё новое, следственно рикошетом нельзя указать на то, что сделано или сделано дурно…».

 «Мария Стюарт» - это драматическое произведение, известное еще под название «Давид Риццио». Оно описывает трагическую судьбу бедного поэта-музыканта. Судьба вовлекла его в политическую интригу. В конце концов его убивают на глазах возлюбленной, которой была Мария Стюарт. Драма состоит из 12 песен. Из драмы в разное время было опубликовано семь отрывков. Датируются они 1839, 1843 годами, или просто не датируются. Последняя, восьмая публикация, сделана была в 1973 году.

 Драма написана в Петербурге. Проводилась ли какая-нибудь доработка ее в Таганроге, установить не удалось. Она осталась не оконченной.

 Перечисленными произведениями заканчивается все, чем хотел окончить свой творческий путь писатель. Но время внесло свои коррективы. В 1861 году Н.Кукольник публикует драму» Давид Гарик». Драма был написана до переезда в Таганрог, но в Таганроге в 1859 году Н.Кукольник провел публичное чтение этой драмы перед таганрогской публикой [7].

 Достоверно можно также говорить , что в таганрогский период Н.Кукольник создал драму под названием «Гоф-юнкер» и роман «Две сестры». Роман был опубликован при жизни Н.Кукольника, но никакого отклика у читателей и критики не вызвал. По крайней мере, рецензий или критических выступлений о нём разыскать пока не удалось. Роман упоминается лишь в одной биографической книге. Здесь дана такая констатация: «Значение этого романа весьма важно в том отношении, что он представляет собою первую попытку в русской беллетристике изобразить некоторые черты нашего (северо-запада России. – А.Н.) края в беллетрической форме» [8].

 Драма «Гоф-юнкер» была окончена в 1864 году и намечалась к постановке в одном из Петербургских театров. Прошедшая необходимые цензурные формальности, она, в конце концов, была запрещена, как считает Н.Кукольник, по личному указанию Александра П [9]. По вопросу публикации драмы Кукольник вел переговоры (через посредников) с Краевским, Катковым, Писемским, но безрезультатно. До настоящего времени она считается неопубликованной, и рукопись её хранится в Пушкинском доме. Совершенно недавно таганрожцу В.Кобрину удалось в одной из библиотек Вильнюса разыскать вырезки из газеты «Гражданин» из посмертной публикации [10].

 Больше прижизненных публикаций Н.Кукольника не обнаружено.

 Несколько слов о посмертных публикациях художественных произведений Кукольника. Таких публикаций выявлено четыре.

 Роман « Граф Морис Саксонский» был напечатан в журнале «Огонёк» в 1882 году. [11]. Действие романа начинается в 1726 году, т.е. год спустя после смерти Петра 1. Роман примыкает к предыдущим произведениям Кукольника на петровскую тему. Кукольник показывает, что пророчества Петра относительно наследников, которые после его смерти перессорятся и забудут о реформах, деля власть, сбываются..

 Второй роман - «Ольгин Яр». Он был напечатан во «Всемирной иллюстрации» в 1884 году. [12]. В нем рассказывается о реформах Петра, о которых забыли его потомки. Петр в романе появляется только один раз, чтобы дать главному герою, Борису Борисовичу Встрешневу, две тысячи рублей на ремонт плотины. Из этих двух тысяч впоследствии вырастает многомиллионный капитал семейства. Таким образом, Кукольник старается показать, что если люди  живут по заветам Петра 1, то даже в условиях почти полного забвения и отступления от реформ Петра им улыбается счастливо.

 Последней посмертной публикацией, над которой Кукольник работал в Таганроге, является повесть «Крепостной художник». В ней рассказывается о судьбе талантливого человека. Публикация снабжена предисловием, где отмечается, что современное ему общество в повести Кукольником изображено правильно. Заметно влияние социальных направлений («новых веяний»), которых до этого он старался не касаться [13].

 Удалось разыскать в неопубликованных письмах Н.Кукольника, что он в таганрогский период работал и над другими художественными произведениями. Так, в письме к Краевскому от 25 мая 1865 г. он пишет: «Теперь я крепко занят приготовлением к печати большого романа из времен Петровских и Екатерины под заглавием «Курляндские претенденты» […]. Это не малый исторический труд. Тысячи мелочей поглощают мое время, но дня через два достигну берега…»[14]. Рукопись романа «Курляндские претенденты» в фондах Н.Кукольника (ИРЛИ, РНБ и РГИА) обнаружить не удалось. Но удалось найти публикацию с таким названием, которая представляет законченный отрывок из романа [15]

 В посмертном некрологе об этом сказано следующее: «…В последнем произведении, составляющем только отрывок из нового исторического романа «Курляндские претенденты», автор, освободившись от влияния романтизма, которому он отдал дань в прежних произведениях, является истинным художником; здесь, весьма не многими, но меткими Вальтер-скоттовскими чертами, он воскресил перед нами личности: Екатерины, Александра Меньшикова и других, главных советников Императрицы, которые встают перед нами, как живые, чего не в силах передать никакое историческое сочинение с научным изложением» [16].

 Удалось также разыскать сведения, что у Н. Кукольника было неоконченное произведение о периоде смутного времени. Называется оно «Первая милость» [17]. Видимо, это произведение тоже создавалось в Таганроге. Об этом говорит запись в письме к Н.Рамазанову (1865): «...Все-таки работаю, слава Богу! Энергия еще не погасла. Вчера окончил второй акт комедии Дмитрий Самозванец, потому что Раскольника должен ради цензуры отложить. К Пасхе кончу» О чем тут идет речь – пока не совсем ясно, но очевидно, что времена смутного времени и первых Романовых Кукольника интересовали.

 Был еще какой-то, ныне неизвестный, роман, над которым тоже работал Н.Кукольник в таганрогский период. Об этом свидетельствует такой факт. В 1885 в печати появилось сообщение об издании А.Сувориным повести «Запорожцы». Повесть представлена как «историческая быль времен Екатерины второй». «Не отличаясь ни особыми достоинствами содержания, ни изяществом издания, - писал журналист, - она, тем не менее, может быть прочитана не без пользы» [19]. Второе издание повести было издано в 1895 году. Видимо, эта  повесть, равно как и ранее опубликованная, при жизни Кукольника в 1842 году, повесть «Каролина (повесть времен Екатериныв П)» – это то, что дошло до нас из того задуманного романа, о котором Кукольник думал еще в 1854 году, ставя перед собой задачу «свести счеты с литературой». Он писал о нем: «…Там картина богатого Крыма и гениальные соображения Потемкина на Очаковской степи…» [20]. Действительно, повесть «Запорожцы» - это «своеобразный симбиоз повести о казаках с восточной повестью. В основе её лежат обстоятельства крымской кампании 1772 году. Повесть выглядит не законченной. Подробно описав картины жизни запорожских казаков, Кукольник ограничивается эпилогом, в котором замечает, что о дальнейшей судьбе героев «предание умалчивает». То, что повесть является только началом большого романа, следует из ее содержания.

 Если же говорить о том, что осталось не законченным, то эта часть творческого наследия, созданного Н.Кукольником в Таганроге, характеризуется (по имеющимся у меня сведениям) следующими данными. В Пушкинском доме хранится рукопись романа, в котором Н.Кукольник собирался изобразить «два лица в одном». Одна глава – это исторический роман, другая – из обыденной жизни. Действуют одни и те же лица, происходит действие – одно и тоже. Имя героя – довольно странное – Фортунад, по-видимому от fortunate (англ) – удачливый. Сохранилось оглавление романа, а также отдельные главы, законченные автором. [21]. По существу, роман представляет то, что позже получит название «антиутопия», блестяще воплощенная М.Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Каких-либо аналогий тут, конечно, привести нельзя, хотя бы потому, что Булгаков писал свое произведение почти 100 лет спустя. Объем сохранившейся рукописи Н.Кукольника значительный. Она хранится в переплетенном сшиве, всего 275 листов  (формата А4).

 Второе крупное произведение, записанное специальным шифром, изобретенным Кукольником, тоже хранится в отделе рукописей Пушкинского дома [22] Это специфическое произведение, расшифровка которого выполнена совсем недавно [23] Оно носит эротический характер и высмеивает нравственное состояние общества.

 В таганрогский период Н.Кукольник также работал и как журналист, но это - тема особой статьи. Тематика журнальных и газетных публикаций (окончательный перечень их пока не выяснен) имеет ярко выраженный социальный и экономический характер. Он затрагивает вопросы управления государством, жизнь российских городов (Воронеж, Астрахань) В отдельных публикациях он рассматривает вопросы культуры.

 Таким образом, если подвести итоги, то за те неполных 11 лет, что Н.Кукольник прожил в Таганроге, он проделал большую и серьезную творческую работу. Подготовлено к публикации 1 драма, создано 2 новых драмы (одна из которых утрачена), 3 романа (один из которых тоже утрачен), 1 повесть и около 30 (разысканных) статей.

 Уместно упомянуть об условиях, в каких протекала эта напряженная творческая деятельность. Общая характеристика их была дана самим Н.Кукольником в его записных книжках: «Я живу, что называется не у дел в Таганроге, и потому, как только разину рот и скажу, что действие моего нижеследующего романа происходит в одном из русских и южных портовых городов, кончено.

 Читатели непременно вообразят, что я мечу на Таганрог, на таганрогские и окрестные личности; будут искать сходства с моими и своими здешними знакомыми…» [24].

 Конечно, литературных светил во времена Кукольника в Таганроге в то время не было (Чехов был юн и, как известно, навсегда уехал из Таганрога в юности), но каждый, похоже, считал себя «светилом», и оценивал всех и вся со своей колокольни. Особенно действовали на таганрогского обывателя статьи Н.Кукольника. Вот что писал один такой обыватель почти четверть века после смерти Н.Кукольника - таганрогский литератор средней руки Гутмахер: «…Многие заключают, что Кукольник- писатель из Таганрога. Но на самом деле это не верно. Кукольник родился в Петербурге, воспитывался в Нежинском лицее в одно почти время с Гоголем. В Таганроге он только жил и здесь же умер» [25]. Поэтому понятно горькое признание, вырвавшееся у Кукольника в одном письме: «Беда за 2 тысячи верст литературой заниматься» [26]

 В Таганроге Н.Кукольник занимался также написанием «Воспоминаний» (до нашего времени практически не дошли) и редактированием своих записных книжек и дневниковых записей. К сожалению, последние по идеологическим соображениям были объявлены фальшивкой. Поэтому они почти на столетие были исключены из научного оборота, и только недавно переизданы частными фирмами к 200 летию М.Глинки[27]

ПРИМЕЧАНИЯ.

 1.Русский биографический словарь, СПб, т.9, с.523-536.

 2. Грушко Е.А., Медведева Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян. До 1917 г., М., 2001, с. 377.; П.Сажин. Нестор Васильевич Кукольник.// Памятные книжные даты. М.,1984.

 3. Пушкинский Дом (далее ИРЛИ), ф. 371, ед. хр. 30

 4. «Азовские письма» опубликованы в «С.-Петербургских ведомостях», в 1859 г. №№ 29 и 76; в 1860 г. №№ 45 и 148 и в 1862 г. № 20.

 5.Н.В.Кукольник. Иоанн Ш, собиратель земли русской, СПБ.: Германа Гоппе, 1874. Переиздан издательством «Современник» в 1995году, с послесловием Г.И.Гридина.

 6.ИРЛИ, фонд 3712, ед. хр. 38.

 7. Литературный вечер в провинции. // Московские ведомости. 12 августа 1859, № 190, с. 1423. Драма «Давид Гарик» была напечатана в журнале «Русское слово», 1861, № 20

 8.Роман «Две сестры» напечатан в «Военном сборнике» за 1864-1865 годах под названием «Две сестры, эпизод из последней польской смуты, роман в 3-х частях». Цитата взята из книги А.Шверубовича «Братья Кукольники», Вильна, 1885, с.8-9.

 9. Письмо Кукольника Александру П. // Русская Старина, 1897, № 8, с.255-256

 10. Н.Кукольник. Гоф-юнкер// Приложения к газете «Гражданин, не ранее 1871 (предположительно). По нашему мнению, в ней критически оценивается морально-нравственная ситуация, аналогичная той, что привела к дуэли А.Пушкина (см. А.Николаенко. Что Сарнов отбивает у статуи.// Русский курьер. 2004, 15 сентября, № 189, с.12)

 11.Морис Саксонский.// Огонек, 1888г.

 12. Ольгин Яр.// Всемирная иллюстрация, 1884 г.

 13. Н.Кукольник. Крепостной художник. // Нива, 1904, №№ 24, с.426-442; № 25, с.442- 449; № 26, с. 458-466, № 27, с.474-482; №28, с.490-497; № 29, с.505-513.

 14.ОР РНБ. Фонд 391 (Краевского), ед. хр. № 405, лл. 27 и об.

 15.Н.Кукольник. Гатчинская машкарада,// Русское слово, 1868, № 3,

 16. Полицейский листок Таганрогского градоначальника, 14 декабря 1868 года.

 17. Упоминание о романе «Первая милость» сделано в библиографической справке к книге И.В.Черный. Исторические романы Н.В.Кукольника, Харьков.: Форт, 2001, с.5. На вопрос, что это за роман, автор ответил мне: «Роман "Первая милость" не окончен. Публиковался в конце 19 века. Посвящен временам первых Романовых».

 18. Щукинский сборник, вып. 6, М.1907, с. 429.

 19. «Новь», 1885, том Ш, № 12, раздел «Мозаика», с. 721

 20. ИРЛИ, фонд 371, ед. хр. 30

 21. ИРЛИ. фонд. 371, ед. хр. № 82 лл. 34-275.

 22. ИРЛИ ф. 371, ед. хр. №№ 69, 72, 73..

 23. Абрамов В.Слухов об отравлении Кукольника ходило много.//Чудеса и приключения, 2003, № 3, с.35-37.

 24. ИРЛИ. фонд 371, ед. хр.82, лист 22, запись от 1 января 1864)

 25. И.М.Гутмахер. Таганрогские мотивы. Харьков, 1894, с.214-215

 26. Щукинский сборник, вып.6, М. 1907, с. 429.

 27.Записки Глинки. Серия «Историческая библиотека Б.Г.Федорова», кн. 4. М.: «Гареева», 2004. Здесь «Дневник» дан приложением на с.293-323. Отдельно «Дневник Кукольника» ранее был перепечатан тоже по изданию 1930 года в украинском журнале «Склянка Часу», Канев, 2002 г., с.24-45. Публикация снабжена комментарием А.Николаенко «К вопросу об истории «Дневника Кукольника» (там же, с.46- 59).

Статья опубликована в сборнике «Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры» (Таганрогский филиал Российского государственного социального университета), выпуск 5, Ростов-на-Дону, 2006.

Создание сайта ® ЦГПБ имени А.П.Чехова, 2010-2021
Разработка и создание сайта
Яндекс.Метрика