Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход

Котова Е. Г.


В последнее время много пишут и говорят о бездуховности, об утери лучших традиций отечественной культуры. Жизнь наша стала разной, в последнее десятилетие была наполнена заботами о хлебе насущном и до духовности ли, до культуры. Но даже в самые трудные драматические эпохи в истории Отечества душа человека не может жить без особой духовной наполненности, потому что человек во все времена хочет оставаться человеком, гармоничным человеком, а не примитивным потребителем.


Будущее нашего общества, его интеллектуальный потенциал будут определять те, кто сегодня молод. И вопрос о месте культуры в жизни молодежи заслуживает очень серьезного внимания. Сейчас много пишут, что наша культура в опасности. Но очень много в жизни человека зависит от него самого. И как бы не проявляли себя порой страшные человеческие свойства, мы их, как говорится, не искореним. Самое возможное –помочь человеку понять свой внутренний мир, свой уникальный настрой чувств и научиться управлять им. Писатель может дать направление всей жизни или сбить с толку. Очень хотелось бы, чтобы ответы на свои вопросы об успехе в жизни, о чести и достоинстве, о любви молодые люди получали из нашей великой литературы.


Роль Чехова в утверждении общечеловеческих ценностей непревзойденна. Чехов постоянно нам напоминает о непреложности таких категорий, как стыд, порядочность, сострадание, способность к покаянию и прощению, милосердие, ответственность, стремление жить по совести.


Над входом в одну старинную библиотеку в Западной Европе, сохранившуюся с 1459 года, висит надпись: «Это не людское жилье, обильное, безукоризненное и беспорочное; это чистилище человеческих дум, делающее способным к труду, кафедра жизни, седалище ценных суждений, очищение от невежества». Вот в этом и видит свое предназначение Центральная библиотека им. А.П.Чехова города Калининграда: не только предоставлять человеку необходимую деловую информацию, но и облагородить его душу.

Отделенный от нас временем писатели прошлых веков открывают для нас Истину, говорят что – то такое нашей душе, что без них было бы в ней неоткрытым. Чтобы актуализировать классику и приблизить ее к сегодняшнему дню, в ЦГБ им. А.П.Чехова обратились к одной из забытых форм массовой работы – стендовой выставке.

При подготовке стенда очень важное значение имеет синтез формы и содержания. Основным содержанием стенда являются цитаты. Цитаты представляют собой фрагменты из дневников авторов, статей писем, эссе, дающие представление о мировоззрении писателя, они также подобраны таким образом, что как бы, не предлагая готовых ответов на злободневные вопросы современности, обращаются к читателям: «Задумайтесь!», «Не прячьтесь от ответственности за все и за всех!».


Это самая кропотливая и ответственная работа: найти среди всего многообразия материала наиболее точно сформулированную автором нравственную проблему (особенно актуальную и сегодня) и предложенные им пути ее решения. Причем, для того, чтобы задержать внимание читателя, заставить его задуматься и, возможно, согласиться или поспорить, т.е. попытаться решить с автором эту проблему, мы приводим здесь же высказывания и фрагменты из литературных произведений на эту тему его современников, последователей, оппонентов, потомков, философов.


Краткие подзаголовки и комментарии, размещенные на стенде, представляют собой обращение к уму и фантазии читателя. Конверт для обмена мнений и предложений, размещенный на стенде, дает возможность читателям обменяться мнениями, а библиотекарям проследить многообразие читательских мнений, уловить тенденции.


При подготовке стенда делается упор не только на содержательную, но также и на изобразительную часть. Вместе с художником в плане оформления продумывается все до мелочей – цвет, расположение, форма всех материалов. Тщательно продумывается название выставки: нужно, чтобы оно было кратким, информативным, интересным. Также к наиболее значимой информации подбираются краткие подзаголовки: они должны быть простыми, понятными и легко воспринимаемыми. Учитывая то, что в художественной литературе символичность таится в любом сравнении, метафоре и даже эпитете, то определенные символы также используются в оформлении стенда. Символы в упрощенной и сжатой форме помогают понять суть содержания.


Таким образом, стендовая экспозиция, как средство коммуникации, представляет собой демонстрацию цитат, фрагментов литературных произведений классиков, мудрых изречений с использованием фотографий, иллюстраций, эскизов, символов и других декоративных элементов, размещенных на стенде. Такая форма подачи информации дает возможность воспринимать стендовую выставку как заочных диалог писателя с обществом.


В самом деле, когда находишь своего писателя, его слова легко ложатся на твои. Как – будто сам все это почувствовал, а он выразил. Это как – бы общение с самим собой. Иногда ловишь себя на том, что произносишь мысли когда – то тобою прочитанные. Ты не украл чужое, просто они стали твоим мироощущением. Любая хорошая книга – это наше второе «я».


2004 год объявлен ЮНЕСКО годом Чехова. В этом году исполняется 100 лет со дня смерти великого русского писателя. «Год Чехова» - так называется стендовая выставка, посвященная памяти А.П.Чехова. Что нового принес этот год? Что мы сохранили и что потеряли? И как мы теперь понимаем Чехова и самих себя. Возьмем наугад несколько его фраз –кажется, у него можно найти ответ на все вопросы. О политике? Пожалуйста: «Отвратительные средства ради самых благих целей делают и сами цели отвратительными. Будь я политиком, никогда бы я не решился позорить свое настоящее ради будущего, хотя бы мне за золотник подлой лжи обещали 100 пудов блаженства». Заговорим о свободе – и об этом найдем у Чехова: «… Если бы теперь вдруг мы получили бы свободу, о которой так много говорим, когда грызем друг друга, то на первых порах мы не знали бы, что с нею делать, и тратили бы ее только на то, чтобы обличать друг друга в газетах в шпионстве и пристрастии к рублю и запугивать общество уверениями, что у нас нет ни людей, ни науки, ни литературы, ничего, ничего!» Есть у Чехова даже и о необходимости … правового государства в России. О конфликтах на почве антисемитизма, «от которой пахнет бойней». Есть и более «узкое» - скажем, о так называемом искусстве для народа: «Все это глупость, все это народная карамель. Надо не Гоголя опускать до народа, а народ поднимать к Гоголю».


С высоты сегодняшнего дня мы можем сказать, что Чехов – это провидение и предвидение, точность и глубина… Словом, это взгляд в будущее.


Данная стендовая выставка – это диалог с читателями, это обращение к ним с великим Чеховым ответить на нравственно – общественные вопросы, это попытка понять, что же актуально сегодня в несенсационном, никогда не запрещавшимся писателе –реалисте Чехове, чьи простые (а точнее –обманчиво –простые), как –бы «прозрачные» произведения почему –то все ставят и читают, и осмысливают вот уже столетия повсюду в мире.


Хотелось бы, чтобы после знакомства со стендовой выставкой появился новый интерес читателей к классическому наследию, к яркой личной и литературной судьбе А. П.Чехова. Вспоминая чеховские слова про то, что веровать в бога нетрудно, нет, гораздо труднее уверовать в человека…, хотелось бы еще раз обратиться к читателям: «Уверуйте в Чехова, перечитайте его и придете к одному выводу: как бы не изменилась русская жизнь, какие бы бури и ураганы ни пронеслись над Россией, чеховские мелодии всегда останутся близкими и родными нам и будущим 3нте3енииям. Они – незабываемы…


Чехов широк, и мы его не исчерпали. Мы с ним сроднились, но не разгадали его –не допустил он в свою душу, ни в тайный ход своих мыслей. Очень сложно, когда говоришь своим языком о Чехове, а не пересказываешь его бессмертные произведения. И когда знакомишься с новыми аспектами интерпретации текстов писателя и чувствуешь, что видишь какой –то новый штрих к славе гения, то хочется этим наблюдением поделиться.


Стендовая выставка «Чехов сегодня и вчера» ( 1999 г.) подготовлена под впечатлением прочтения монографии, посвященной художественной мысли Чехова о человеке как таковом, но преимущественно русском. Автор В.И.Мильдон в своей книге «Чехов сегодня и вчера» («Другой человек») обращается к тем, кто интересуется не только проблемами творчества А.П.Чехова, но извечной духовной ситуацией России.


Говоря о мировом значении пьес Чехова следует, иметь ввиду, что они постоянно сохраняются в репертуаре и оказывают все более сильное влияние на театральную культуру. Страстный интерес, проявленный к нему в последние десятилетия режиссерами и артистами во многих странах, заставляет еще и еще раз вчитываться в его пьесы, чтобы понять причину их возрастающей актуальности.


Стендовая выставка «Вишневый сад. Сто лет спустя» посвящена последней пьесе великого Чехова, которую называют поэтическим завещанием писателя. Она вобрала в себя авторские впечатления от самых ранних до самых последних ялтинских лет, оказалась наполнена отголосками реальных, жизненных – и книжных, литературных ситуаций, многие из которых прояснены и описаны в чеховедении, многие же до сих пор остаются непроясненными. Среди них могли быть и впечатления, повлиявшие на появление в этой комедии загадочного символического образа, звука лопнувшей струны.


Кандидат филологических наук, заместитель директора по научной работе Дому музея А.П.Чехова в Ялте, обращая внимание к одной из самых многозначительных страниц последнего чеховского сочинения, делится с читателями своими наблюдениями, называя новые образные аналогии, до сих пор не попадавшие в поле исследовательского внимания. Речь идет о гамлетовских мотивах пьесы «Вишневый сад», которые представлены в материалах стендовой выставки. Сознание разрыва между прошлым, настоящим и будущим, присущее почти всем героям чеховской пьесы, аналогично мироощущению Гамлета, для которого крушение мира и ощущение краха личной судьбы наступает тогда, когда рвется связь времен.


Чтобы донести до читателя информацию о различных спектаклях, о режиссерских и актерских удачах, о различных трактовках тех или иных чеховских образов, в материалах стенда представлены «таганский» дуэт Раневская –Демидова, Лопахин –Высоцкий, а также представлена информация о литовском театре, который открыл для себя Чехова в конце 80-х годов, спектаклем Римаса Туминаса «Вишневый сад» начал свое существование Вильнюсский малый театр.


«Театр дал мне жизнь, дал много горя, дал много радости, дал тебя, сделал меня человеком», - писала О.Л.Книппер – Чехова 16 марта 1902 года. Для своей жены великий драматург создал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад». Материалы стендовой выставки знакомят читателей с первой постановкой пьесы в Московском художественном театре в 1904 году, где в знаменитом спектакле на первый план выдвинулись (в блестящем исполнении К.С.Станиславского и О.Л.Книппер-Чеховой) образы Гаева и Раневской.


Информация, глубоко волнующая и познавательная, представлена в материалах стендовой выставки по недавней книге Г.Бродской «Алексеев – Станиславский. Чехов и другие» «Вишневосадская эпопея», где словно бы «поставлен» пятый акт великой пьесы, подробно досказавший, что же сталось в более поздние, сталинские времена с людьми, окружавшими и Станиславского и самого автора. Большой интерес представляют также материалы стенда, рассказывающие о прототипах персонажей пьесы «Вишневый сад».


Материалы стендовой выставки «Жизнь Чехова –невероятна, его творчество – удивительно» -посвящены великому Чехову.


В архиве Чехова сохранился целый ряд документов, которые принято относить к записным книжкам писателя. Здесь находятся и краткие словесные контуры замыслов, и более детальные черновые наброски сюжетов произведений, и обрывки случайно услышанных разговоров, смешные фамилии будущих персонажей или забавные случаи, а по соседству (порой даже на одной и той же страничке) –рецепты, дорожные и деловые заметки (например, о ремонте дома, подсчеты расходов), адреса друзей и корреспондентов и проч.


Традиционно – в зависимости от содержания –исследователи делят их на две группы. Первая – заметки нетворческого характера, к которым относятся и книжки «Сад» и «Попечительство» (расходные записи), медицинские рецепты и т.п. (здесь, несомненно, особенно интересна адресная книга, дающая представление о круге знакомых писателя, среди которых – К.С.Алексеев (Станиславский), Л. Н.Андреев, К. Д.Бальмонт, И. А.Бунин, Ю.Балтрушайтис, А. Н.Веселовский, С. П.Дягилев, А. Ф.Кони, В. Ф.Комиссаржерская, А. И.Куприн, В. Г.Короленко, К. А.Коровин, Вс. Э.Мейерхольд, Л. О.Пастернак, И. Е.Репин, С. В.Рахмаинов, В. В. Розанов, В. А.Серов, Л. Н.Толстой, Ф. О. Шехтель и многие –многие другие замечательные люди той эпохи).


Вторую группу образуют записи, имеющие отношение к литературной работе, куда вошли четыре записные книжки, дневник (1890 и 1896 -1903 гг.), записи на отдельных листах, заметки писателя в Мелиховском дневнике его отца -Павла Егоровича (1893, 1895, 1896 1898 гг.), библиографические списки и т.п.


Материалы стендовой выставки содержат информацию из записных книжек 1891 -1904 гг.


Записные книжки Чехова по – своему исповедальны. Здесь звучит его внутренний голос. В заметках, единственным читателем которых автор видел только себя, он – как писатель, мыслитель, личность –раскрывается порой с новой, часто неожиданной стороной.

Создание сайта ® intelino, 2010
Разработка и создание сайта