доктор физико-математических наук
Культура как совокупность всей ненаследуемой генетически информации
(по М.
Лотману) воплощает в себе специфичность человека как вида, воплощает
сущностные
человеческие черты. Основой культуры является язык - основное средство
человеческой
коммуникации. Выраженные в словах мысли и чувства можно передать
другому человеку,
можно передать последующим поколениям. Слово охватывает все стороны
жизни человека
- и глубокие философские размышления, и математические абстракции, и
политические
дискуссии, и любовные признания... Слово самодостаточно, язык - это
целая Вселенная.
Недаром в библии мы читаем: «Вначале было слово...».
Однако, удаленность друг от друга многих народов привела к
возникновению различных,
очень не похожих и с разными возможностями языков. Хотя основные
понятия и термины
имеют эквиваленты в разных языках, но тонкости их стилистического и
эмоционального
выражения непереводимы. Непереводима и поэзия, так как передачей
смысла не исчерпывается
ее сущность. Нельзя зафиксировать словами письменной речи и
индивидуальную интонацию
говорящего, тембр его голоса, неповторимое единство слова, интонации,
мимики
и жеста. «Мысль изреченная есть ложь!» - эти слова великого русского
поэта наиболее
емко передают драму невыразимости высоких поэтических чувств и мыслей.
Практически вместе с возникновением Ното Sарiеns, c возникновением
языка появились
средства неязыкового выражения чувств, настроений, помыслов -
рисунком, танцем,
музыкой. Эти средства развивались вместе с развитием человека и
общества и достигли
очень высокого уровня в Новое время. Особенно это относится к музыке,
которая
представляет собой сложно организованную систему специально отобранных
и сформированных
звуков, упорядоченных по высоте, по времени, по громкости и тембру. В
настоящее
время музыка является основным по степени влияния и распространенности
видом
искусств, используемым всеми средствами массовой информации,
тиражируемым миллионными
копиями пластинок, дисков, кассет. Музыка обращается непосредственно к
эмоциям
человека, недаром Л. Толстой назвал ее «стенографией чувств». Поэтому
музыка
не требует перевода и понятна людям разных национальностей (в рамках
одной цивилизации).
Естественно, что слово и музыка, сопровождающие жизнь человека во все
времена,
должны были взаимодействовать. Сформировалось множество форм такого
взаимодействия.
Это, прежде всего, вокальная музыка, основанная на стихотворном тексте
с музыкальным
интонированием в пении. Вокальная музыка воплощается во множестве форм
и жанров,
начиная от народной песни без сопровождения и кончая оперой.
При этом в основе большинства произведений вокального жанра - слово,
текст,
на который пишется музыка. Случаи создания текстов на музыку очень
малочисленны.
Другая форма взаимодействия - чтение текстов на фоне музыки - широко
используется
в театре, в кино, сравнительно редко - в концертах. Довольно часто
слово и музыка
последовательно чередуются в радио - и телепередачах, в театре. Стали в
свое
время знаменитыми такие музыкальные произведения как увертюры
Бетховена к трагедиям
Гете «Эгмонт» и Коллина «Кориолан», Мендельсона - к пьесе Шекспира
«Сон в летнюю
ночь», Хачатуряна - к драме Лермонтова «Маскарад».
Можно без преувеличения сказать, что во взаимодействии слова и музыки
практически
реализуется принцип дополнительности Н. Бора, который в расширенном
понимании
выражается в невозможности описания каких либо объектов в рамках языка
одного
типа.
Издавна основным хранилищем текстов были библиотеки. Позднее
библиотеки стали
и культурными центрами, помогающими осуществить общение людей, сделать
доступными
культурные ценности, сохраняющие культурные традиции. Во многих
библиотеках
немало творческих людей, выходящих в своей деятельности за рамки
должностных
инструкций. Так, в библиотеке им. А.П. Чехова (г. Таганрог)
нотно-музыкальный
отдел уже более 20 лет организуются просветительские концерты в форме
«Музыкальных
суббот». Библиотека много лет проводит «Литературные гостиные». Во
всех этих
мероприятиях обычно органически сочетаются музыка и слово. Либо
концерты музыкантов
города объединены некоторым литературным сценарием, либо в
литературных встречах
широко используется музыка как иллюстрации и как фон и дополнение к
поэтическим
строкам и драматическим постановкам. Плодотворно в течение нескольких
десятилетий
взаимодействует библиотека с неформальными творческими объединениями, в
частности,
с творческим объединением «Муза», реализующим музыкальную часть
литературных
мероприятий.
Такие же объединяющие функции выполняют библиотеки других городов
области. В
Донской государственной публичной библиотеке (г. Ростов-на-Дону)
регулярно собирается
клуб поэтов «Созвучие», в библиотеке г. Зернограда - литературный клуб
«Олимп»,
в библиотеке г. Новочеркасска - клуб «Зеленая лампа». Эти примеры
иллюстрируют
мысль о расширении функций библиотек, об их роли в качестве
культурного центра
города. Для таганрожцев библиотека им. А.П. Чехова это не просто
культурный
центр, а символ города Чехова, средоточие самых высоких чувств и
идеалов, неустанно
передаваемых из поколения в поколение работниками библиотеки. Синтез
музыки
и слова позволяет реализовать благородную цель передачи культурных
традиций
в наиболее совершенной форме