Стоволосова
М. А.
Сегодня с сожалением можно
говорить о постепенном разрушении духовной традиции в области книги и чтения.
Формируется поколение нечитающих родителей, возникает проблема передачи
культуры. Из детства исчезают целые пласты, связанные с книгой.
Чувствуя ответственность за
происходящее и понимая, что забота о детях, книге и чтения - приоритетная
деятельность детской библиотеки - областная детская библиотека им. Величкиной
остро ставит проблему перед местным сообществом, неоднократно обсуждая её в
среде коллег, преподавателей школ, писателей, журналистов на открытых
дискуссиях.
Мы считаем, что основой
сохранения и развития книжного детства является актуализация главных сущностных
книжных традиций, связанных с духовно- творческим потенциалом книги и чтения, понимание
значения книги и чтения в жизни во всей полноте возможностей и развитии чтения
как творческой деятельности. Все остальные стороны деятельности будут оживать в
зависимости от успешности актуализации названного.
Сегодня важно сосредоточить
усилия на конкретном решении проблем, поэтому сохранение и развитее книжных
традиций Детства мы видим в использовании разнообразных форм приобщения к
художественной книге через творчество на основе совместной деятельности
взрослых и детей. (Опыт работы центра чтения «Золотое руно» и программы «Древо
жизни».)
Как мы знаем, нравственные
ценности, заложенные в художественной литературе, постигаются интуитивно.
Благодаря нелогическим элементам, присущим искусству, литература способна
внешние по отношению к читателю социальные нормы превращать во внутренние
регуляторы поведения, закреплять в сердце, действовать как безусловный
императив. Показательный пример такого рода дал нам А.П.Чехов в рассказе
«Огни». Герой совершил безнравственный поступок. Оставшись один на один со
своей совестью, он осознал, что им «совершено зло, равносильное убийству». Это
осознание привело его к мукам совести, которые, в свою очередь, были
обусловлены детскими впечатлениями от «нянюшкиных сказок». «Они, - говорит
герой,- вошли мне в плоть и кровь и незаметно для меня руководили мной в жизни,
хотя я и считал их нелепостью».
Поиски ключа к сердцу
ребенка идут у авторов упомянутых программ одновременно с поисками лучших книг
о детях и для детей. И среди них – произведения А.П.Чехова. Чеховское слово
подарило нам и детям радость творчества.
Согласно нашей метафоре
«Древо жизни» идет реализация программы. Сначала мы «сажаем» наше древо,
происходит знакомство-приближение Мы живем в духовном ландшафте чеховских мест.
Книги-выставки, коллекции, фильмы, экскурсии в Таганрог, где он прожил половину
своей недолгой жизни и все его творчество пропитано таганрогскими сюжетами и
воспоминаниями.
Затем мы «растим» наше
древо, идет познание-углубление. Чтобы ребенок мог опереться на опыт восприятия
искусства слова, библиотекари, писатели, журналисты, актеры рассказывали о
«своем Чехове». Не просто передавая свою мысль, но возбуждая в них собственные.
И вот что написали о Чехове и о себе 11-летние дети:
Маша Д.(11лет) : «Каштанке
повезло, потому что Чехов помог ей выразить свои чувства. Но Чехов помог и нам:
он показал людям, что собаки ласковы, любят, когда рядом друг, с ним можно
посидеть рядом. Что они могут скучать, радоваться и понимать…»
Валя Н.( 11 лет): «…в
рассказах есть жалость к животным и тоска».
Вероника Р.( 11 лет): »Чехов
написал этот рассказ так, как будто смотрел в окно и записывал» ( о «Злом
мальчике»).
Сережа Т. (10 лет): «Чехов
был одиноким, и его радость была в его рассказах. Он писал задумчиво,
углубляясь в свою душу и душу своих героев»
Разве перед нами не ощущение
«всего Чехова», пусть интуитивное?!
Приобщая ребенка к чтению
чеховских произведений мы используем формы, связанные с игрой, которая заложена
в природе ребенка. Игры, ориентированные на воссоздание знаний о прочитанном,
которые широко применяются в библиотечной практике: «Знаешь ли ты Чехова?»,
«Родной край в произведениях А. П.Чехова» и др.и игры, побуждающие к оживлению
читательских впечатлений, то есть следов в душевной жизни, оставленных от
восприятия прочитанных произведений, например, блиц-опрос «Самый-самый», где
нужно назвать чеховские рассказы, которым можно присвоить номинации: самый
грустный, самый весёлый, самый таинственный, самый трогательный, или «Кому
принадлежат эти чувства?». Нахождение аналогий - один из важных побудительных
мотивов чтения. Мы предлагали детям разного возраста посмотреть, как
«перекликаются» «Каштанка» Чехова и «Белый пудель» Куприна, или чеховское
письмо брату Николаю с письмом Пушкина брату Льву.
Высокая литература позволяет
осваивать культурный опыт отношений между людьми, скрупулёзно прорабатывать
детали общения (слово, взгляд, жест). Дети вместе с библиотекарем учились
анализировать поступки и качества личности на примере рассказа «Тоска», и затем
реализовывали свое понимание отношений в поведении через проигрывание
психологических этюдов «Выслушай друга», «Попроси прощения у друга».
«Временем сбора плодов» мы
называем творчество-созревание, которое выражается в рисунках, театрализациях,
созданиях собственных произведений. Опыт убеждает, что именно творчество, а не
что иное способно вовлечь ребенка в мир литературных образов и сделать из него
ЧИТАТЕЛЯ. Творчество младших детей на тему прочитанного чаще всего выражается в
рисунке, психологически это обосновано тем, что словарный запас ребенка для
передачи чувств и настроений невелик, как и его языковые возможности. Оценивая
рисунки на одну и туже тему, мы исходим из того, как по-разному воплотилась в
рисунке личность автора. Например, в рисунках по рассказу «Каштанка»
большинство детей изобразили M-r Жоржа смеющимся, а на одном он заливался
слезами. Так автор объяснил, что клоуну жаль расставаться с Каштанкой.
Театрализация - один из
самых ярких, эмоционально насыщенных продуктов творчества. Она отвечает
потребности ребенка в перевоплощении, побуждает к творческому чтению
инсценируемого произведения, посредством заучивания наизусть текста роли
стимулирует развитие памяти, дает навык коллективного творчества и общения с
партнерами. Нами были инсценированы чеховские рассказы: «Не в духе», «Злой
мальчик», «Размазня», «Жалобная книга» и др.
Незаменимо ценным
документом, показывающем связь восприятия прочитанного с внутренним миром
человека, мы считаем отзыв. Во время его написания ребенок формирует, создает
прочитанное заново. В читательском отзыве ребенка угадывается его кругозор,
уровень восприятия, культура, проблемы. По прочтении «Степи» девочка написала:
«После чтения радостнее жить. Хочется уехать из города на волю, в красоту ночи.
Чехов написал так, как я бы написала, если бы умела…» И ещё о степном пейзаже:
«Это стало теперь моим…» 16-летний подросток написал: «Устами многих чеховских
персонажей мог бы говорить я как от своего собственного имени. И чеховская
некатигоричность мне по душе. Чехов тихо, но внятно говорит мне: «Будь
человеком» – и добавляет: «Если можешь».
В качестве особого вида
творчества библиотека рассматривает и различные виды литературоведческих работ
на основе художественного текста (рефератов, докладов). В них отражается умение
ребят работать в библиотеке, умение обосновать и защитить свою точку зрения.
Назаренко Валентина, занимавшаяся в библиотеке, представила свой реферат
«Чувство родины в повести А.П.Чехова «Степь» на областной конкурс «Мой Чехов».
Каждый год, 29 января, в
библиотеке пирог – поздравление А.П.Чехова с днем рождения. В подарок ему
составляем «букет», вспоминая о его вкусах и пристрастиях , и читаем новые для
себя произведения.
Все эти примеры - наш банк
творческих находок и открытий детей в слове, рисунке. О подобном читательском
творчестве можно говорить как о положительной социальной практике. Вместе с
тем, мы часто видим проблему блокировки речевого самовыражения современного
ребенка, угасании способности реагировать на прочитанное и передавать в слове
своё впечатление. И это всё на фоне захлестнувших детский мир информационных
потоков. Не отрицая путь компьютеризации, ведь это делает библиотеку
современной, соответствующей запросам и ожиданиям ребёнка, мы, тем не менее,
настаиваем на принципиальной позиции развития детской библиотеки: глубокие
переживания, несущие в себе радость открытий и идей, могут осуществиться только
в мире прочитанной книги.