Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход

Стоволосова М. А.

Сегодня с сожалением можно говорить о постепенном разрушении духовной традиции в области книги и чтения. Формируется поколение нечитающих родителей, возникает проблема передачи культуры. Из детства исчезают целые пласты, связанные с книгой.

Чувствуя ответственность за происходящее и понимая, что забота о детях, книге и чтения - приоритетная деятельность детской библиотеки - областная детская библиотека им. Величкиной остро ставит проблему перед местным сообществом, неоднократно обсуждая её в среде коллег, преподавателей школ, писателей, журналистов на открытых дискуссиях.

Мы считаем, что основой сохранения и развития книжного детства является актуализация главных сущностных книжных традиций, связанных с духовно- творческим потенциалом книги и чтения, понимание значения книги и чтения в жизни во всей полноте возможностей и развитии чтения как творческой деятельности. Все остальные стороны деятельности будут оживать в зависимости от успешности актуализации названного.

Сегодня важно сосредоточить усилия на конкретном решении проблем, поэтому сохранение и развитее книжных традиций Детства мы видим в использовании разнообразных форм приобщения к художественной книге через творчество на основе совместной деятельности взрослых и детей. (Опыт работы центра чтения «Золотое руно» и программы «Древо жизни».)

Как мы знаем, нравственные ценности, заложенные в художественной литературе, постигаются интуитивно. Благодаря нелогическим элементам, присущим искусству, литература способна внешние по отношению к читателю социальные нормы превращать во внутренние регуляторы поведения, закреплять в сердце, действовать как безусловный императив. Показательный пример такого рода дал нам А.П.Чехов в рассказе «Огни». Герой совершил безнравственный поступок. Оставшись один на один со своей совестью, он осознал, что им «совершено зло, равносильное убийству». Это осознание привело его к мукам совести, которые, в свою очередь, были обусловлены детскими впечатлениями от «нянюшкиных сказок». «Они, - говорит герой,- вошли мне в плоть и кровь и незаметно для меня руководили мной в жизни, хотя я и считал их нелепостью».

Поиски ключа к сердцу ребенка идут у авторов упомянутых программ одновременно с поисками лучших книг о детях и для детей. И среди них – произведения А.П.Чехова. Чеховское слово подарило нам и детям радость творчества.

Согласно нашей метафоре «Древо жизни» идет реализация программы. Сначала мы «сажаем» наше древо, происходит знакомство-приближение Мы живем в духовном ландшафте чеховских мест. Книги-выставки, коллекции, фильмы, экскурсии в Таганрог, где он прожил половину своей недолгой жизни и все его творчество пропитано таганрогскими сюжетами и воспоминаниями.

Затем мы «растим» наше древо, идет познание-углубление. Чтобы ребенок мог опереться на опыт восприятия искусства слова, библиотекари, писатели, журналисты, актеры рассказывали о «своем Чехове». Не просто передавая свою мысль, но возбуждая в них собственные. И вот что написали о Чехове и о себе 11-летние дети:

Маша Д.(11лет) : «Каштанке повезло, потому что Чехов помог ей выразить свои чувства. Но Чехов помог и нам: он показал людям, что собаки ласковы, любят, когда рядом друг, с ним можно посидеть рядом. Что они могут скучать, радоваться и понимать…»

Валя Н.( 11 лет): «…в рассказах есть жалость к животным и тоска».

Вероника Р.( 11 лет): »Чехов написал этот рассказ так, как будто смотрел в окно и записывал» ( о «Злом мальчике»).

Сережа Т. (10 лет): «Чехов был одиноким, и его радость была в его рассказах. Он писал задумчиво, углубляясь в свою душу и душу своих героев»

Разве перед нами не ощущение «всего Чехова», пусть интуитивное?!

Приобщая ребенка к чтению чеховских произведений мы используем формы, связанные с игрой, которая заложена в природе ребенка. Игры, ориентированные на воссоздание знаний о прочитанном, которые широко применяются в библиотечной практике: «Знаешь ли ты Чехова?», «Родной край в произведениях А. П.Чехова» и др.и игры, побуждающие к оживлению читательских впечатлений, то есть следов в душевной жизни, оставленных от восприятия прочитанных произведений, например, блиц-опрос «Самый-самый», где нужно назвать чеховские рассказы, которым можно присвоить номинации: самый грустный, самый весёлый, самый таинственный, самый трогательный, или «Кому принадлежат эти чувства?». Нахождение аналогий - один из важных побудительных мотивов чтения. Мы предлагали детям разного возраста посмотреть, как «перекликаются» «Каштанка» Чехова и «Белый пудель» Куприна, или чеховское письмо брату Николаю с письмом Пушкина брату Льву.

Высокая литература позволяет осваивать культурный опыт отношений между людьми, скрупулёзно прорабатывать детали общения (слово, взгляд, жест). Дети вместе с библиотекарем учились анализировать поступки и качества личности на примере рассказа «Тоска», и затем реализовывали свое понимание отношений в поведении через проигрывание психологических этюдов «Выслушай друга», «Попроси прощения у друга».

«Временем сбора плодов» мы называем творчество-созревание, которое выражается в рисунках, театрализациях, созданиях собственных произведений. Опыт убеждает, что именно творчество, а не что иное способно вовлечь ребенка в мир литературных образов и сделать из него ЧИТАТЕЛЯ. Творчество младших детей на тему прочитанного чаще всего выражается в рисунке, психологически это обосновано тем, что словарный запас ребенка для передачи чувств и настроений невелик, как и его языковые возможности. Оценивая рисунки на одну и туже тему, мы исходим из того, как по-разному воплотилась в рисунке личность автора. Например, в рисунках по рассказу «Каштанка» большинство детей изобразили M-r Жоржа смеющимся, а на одном он заливался слезами. Так автор объяснил, что клоуну жаль расставаться с Каштанкой.

Театрализация - один из самых ярких, эмоционально насыщенных продуктов творчества. Она отвечает потребности ребенка в перевоплощении, побуждает к творческому чтению инсценируемого произведения, посредством заучивания наизусть текста роли стимулирует развитие памяти, дает навык коллективного творчества и общения с партнерами. Нами были инсценированы чеховские рассказы: «Не в духе», «Злой мальчик», «Размазня», «Жалобная книга» и др.

Незаменимо ценным документом, показывающем связь восприятия прочитанного с внутренним миром человека, мы считаем отзыв. Во время его написания ребенок формирует, создает прочитанное заново. В читательском отзыве ребенка угадывается его кругозор, уровень восприятия, культура, проблемы. По прочтении «Степи» девочка написала: «После чтения радостнее жить. Хочется уехать из города на волю, в красоту ночи. Чехов написал так, как я бы написала, если бы умела…» И ещё о степном пейзаже: «Это стало теперь моим…» 16-летний подросток написал: «Устами многих чеховских персонажей мог бы говорить я как от своего собственного имени. И чеховская некатигоричность мне по душе. Чехов тихо, но внятно говорит мне: «Будь человеком» – и добавляет: «Если можешь».

В качестве особого вида творчества библиотека рассматривает и различные виды литературоведческих работ на основе художественного текста (рефератов, докладов). В них отражается умение ребят работать в библиотеке, умение обосновать и защитить свою точку зрения. Назаренко Валентина, занимавшаяся в библиотеке, представила свой реферат «Чувство родины в повести А.П.Чехова «Степь» на областной конкурс «Мой Чехов».

Каждый год, 29 января, в библиотеке пирог – поздравление А.П.Чехова с днем рождения. В подарок ему составляем «букет», вспоминая о его вкусах и пристрастиях , и читаем новые для себя произведения.

Все эти примеры - наш банк творческих находок и открытий детей в слове, рисунке. О подобном читательском творчестве можно говорить как о положительной социальной практике. Вместе с тем, мы часто видим проблему блокировки речевого самовыражения современного ребенка, угасании способности реагировать на прочитанное и передавать в слове своё впечатление. И это всё на фоне захлестнувших детский мир информационных потоков. Не отрицая путь компьютеризации, ведь это делает библиотеку современной, соответствующей запросам и ожиданиям ребёнка, мы, тем не менее, настаиваем на принципиальной позиции развития детской библиотеки: глубокие переживания, несущие в себе радость открытий и идей, могут осуществиться только в мире прочитанной книги.

Создание сайта ® intelino, 2010
Разработка и создание сайта