Известно, что восприятие художественных образов школьниками, особенно на
первых
этапах изучения литературы, часто является очень абстрактным. Это
вызвано и недостатком
воссоздающего воображения, позволяющего адекватно представлять в
сознании образы
художественной литературы, и недостаточным пониманием таких процессов,
как обобщение,
типизация и т. п.
В связи с этим преподавание и изучение литературы и, в частности,
творчества Чехова
в таганрогских школах имеет одно важное преимущество по сравнению с
другими городами.
Известно, что около 80 % произведений Антона Павловича основаны на
таганрогском
материале: Чехов описывает реальные случаи из жизни города; прототипами
его персонажей
часто являются таганрожцы; нередко мы с большой точностью можем
определить дом,
улицу или площадь Таганрога, где происходит эпизод или все действие
рассказа.
Конечно же, литературоведческий анализ не требует от нас соотнесения
места действия
произведения с Таганрогом, для понимания темы и идеи произведения это не
важно.
Чехов создал образ города, названного М. П. Громовым «неким универсумом и
предельным
обобщением дел, надежд и прегрешений человеческих»*. Опыт показывает,
что для
повышения читательского профессионализма на уроке не лишним будет
разобраться,
как происходит это обобщение: какие таганрогские детали Чехов посчитал
типичными
и отразил в произведениях, а какие – несущественными. Таким образом
учащиеся получают
конкретное представление о художественном методе мастера, одновременно
развивая
свое воссоздающее воображение.
Однако самым ценным является то, что школьники Таганрога могут видеть те
объекты,
которые так или иначе отражены в произведениях А. П. Чехова. Совсем
по-другому
воспринимается, к примеру, рассказ «Человек в футляре», если учащиеся
знают дом,
где жил его прототип. Более того, примечательным может оказаться место,
где школьник
часто бывал, не зная о его примечательности. Как, должно быть, радостно
узнать,
что в доме, мимо которого ты каждый день ходишь в школу, жила, к
примеру, собака
по кличке Каштанка! По-особенному воспринимается отрывок из "Ионыча"
о пребывании Старцева на кладбище, если прочитать его на том самом
месте, где
персонаж Чехова сидел ночью и думал о жизни и смерти, а именно – возле
склепа
Ф. Д. Которопули, описанном в произведении как памятник Деметти.
Подобных примеров
можно было бы привести еще очень много.
Таким образом, с творчеством Чехова таганрогские школьники имеют
возможность знакомиться
не только с помощью книг. Знание того, что Антон Павлович и его
персонажи ходили
по тем же улицам, что и мы, видели те же дома, бывали в том же городском
парке,
не только наполняет таганрожцев гордостью за свою малую родину, но и
позволяет
им с самого раннего возраста глубже постигать художественные образы,
созданные
А. П. Чеховым.
К сожалению, такой возможностью не обладают жители других городов
России. Было
бы желательно, чтобы какая-нибудь студия выпустила специальный комплект
слайдов,
диафильм или видеофильм, где были бы представлены объекты Таганрога,
отраженные
в произведениях Чехова. При создании таких пособий мы могли бы оказать
консультативную
помощь.
В течение нескольких лет в ряде школ Таганрога ведется факультатив
«Литературное
краеведение». Практика показывает востребованность такого курса.
Социологический
опрос среди учащихся показал, что 83,4 % из них считают Чехова
востребованным
и нужным, а интерес школьников к тематике факультатива подтверждается
тем, что
посещают его 75 % учащихся.
На наш взгляд, библиотеки должны иметь не только литературу,
определенную государственным
образовательным стандартом. На витринах библиотек должна быть и
дополнительная
литература, формирующая эмоциональный мир человека, любовь к малой
родине. Практика
ростовских школ и ростовских районных центров школьной психодиагностики
показывает,
что последние 5-7 лет индекс интеллекта учащихся выпускных 9-х и 11-х
классов
снижается ежегодно на 1,5-3 % . Примерно на столько же (1,5 –2,5 %)
увеличивается
ежегодно количество детей, которые поступают в 1-е классы, имея дефекты
психики
(неадекватные эмоции, недоразвитость моторики руки, недоразвитость речи и
малый
лексический запас, низкий IQ. Все это дало основание говорить в наши
дни о
новом явлении – децелерации общества. Поэтому традиционные методики
преподавания
должны неизбежно дополняться новыми, ранее неизвестными формами и
приемами обучения
и воспитания, в том числе и приемами витагенной педагогики. Нам
представляется,
что описанные нами приемы изучения творчества Чехова с опорой на
конкретные объекты,
конкретные случаи жизни, конкретные эмоции детей позволяют в
значительной мере
компенсировать то, в чем обошли ребенка семья и природа.
• Громов М. П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989.