Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход
С. В. Ерохин

Известно, что восприятие художественных образов школьниками, особенно на первых этапах изучения литературы, часто является очень абстрактным. Это вызвано и недостатком воссоздающего воображения, позволяющего адекватно представлять в сознании образы художественной литературы, и недостаточным пониманием таких процессов, как обобщение, типизация и т. п.
В связи с этим преподавание и изучение литературы и, в частности, творчества Чехова в таганрогских школах имеет одно важное преимущество по сравнению с другими городами. Известно, что около 80 % произведений Антона Павловича основаны на таганрогском материале: Чехов описывает реальные случаи из жизни города; прототипами его персонажей часто являются таганрожцы; нередко мы с большой точностью можем определить дом, улицу или площадь Таганрога, где происходит эпизод или все действие рассказа.
Конечно же, литературоведческий анализ не требует от нас соотнесения места действия произведения с Таганрогом, для понимания темы и идеи произведения это не важно. Чехов создал образ города, названного М. П. Громовым «неким универсумом и предельным обобщением дел, надежд и прегрешений человеческих»*. Опыт показывает, что для повышения читательского профессионализма на уроке не лишним будет разобраться, как происходит это обобщение: какие таганрогские детали Чехов посчитал типичными и отразил в произведениях, а какие – несущественными. Таким образом учащиеся получают конкретное представление о художественном методе мастера, одновременно развивая свое воссоздающее воображение.
Однако самым ценным является то, что школьники Таганрога могут видеть те объекты, которые так или иначе отражены в произведениях А. П. Чехова. Совсем по-другому воспринимается, к примеру, рассказ «Человек в футляре», если учащиеся знают дом, где жил его прототип. Более того, примечательным может оказаться место, где школьник часто бывал, не зная о его примечательности. Как, должно быть, радостно узнать, что в доме, мимо которого ты каждый день ходишь в школу, жила, к примеру, собака по кличке Каштанка! По-особенному воспринимается отрывок из "Ионыча" о пребывании Старцева на кладбище, если прочитать его на том самом месте, где персонаж Чехова сидел ночью и думал о жизни и смерти, а именно – возле склепа Ф. Д. Которопули, описанном в произведении как памятник Деметти. Подобных примеров можно было бы привести еще очень много.
Таким образом, с творчеством Чехова таганрогские школьники имеют возможность знакомиться не только с помощью книг. Знание того, что Антон Павлович и его персонажи ходили по тем же улицам, что и мы, видели те же дома, бывали в том же городском парке, не только наполняет таганрожцев гордостью за свою малую родину, но и позволяет им с самого раннего возраста глубже постигать художественные образы, созданные А. П. Чеховым.
К сожалению, такой возможностью не обладают жители других городов России. Было бы желательно, чтобы какая-нибудь студия выпустила специальный комплект слайдов, диафильм или видеофильм, где были бы представлены объекты Таганрога, отраженные в произведениях Чехова. При создании таких пособий мы могли бы оказать консультативную помощь.
В течение нескольких лет в ряде школ Таганрога ведется факультатив «Литературное краеведение». Практика показывает востребованность такого курса. Социологический опрос среди учащихся показал, что 83,4 % из них считают Чехова востребованным и нужным, а интерес школьников к тематике факультатива подтверждается тем, что посещают его 75 % учащихся.
На наш взгляд, библиотеки должны иметь не только литературу, определенную государственным образовательным стандартом. На витринах библиотек должна быть и дополнительная литература, формирующая эмоциональный мир человека, любовь к малой родине. Практика ростовских школ и ростовских районных центров школьной психодиагностики показывает, что последние 5-7 лет индекс интеллекта учащихся выпускных 9-х и 11-х классов снижается ежегодно на 1,5-3 % . Примерно на столько же (1,5 –2,5 %) увеличивается ежегодно количество детей, которые поступают в 1-е классы, имея дефекты психики (неадекватные эмоции, недоразвитость моторики руки, недоразвитость речи и малый лексический запас, низкий IQ. Все это дало основание говорить в наши дни о новом явлении – децелерации общества. Поэтому традиционные методики преподавания должны неизбежно дополняться новыми, ранее неизвестными формами и приемами обучения и воспитания, в том числе и приемами витагенной педагогики. Нам представляется, что описанные нами приемы изучения творчества Чехова с опорой на конкретные объекты, конкретные случаи жизни, конкретные эмоции детей позволяют в значительной мере компенсировать то, в чем обошли ребенка семья и природа.


• Громов М. П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989.

Создание сайта ® intelino, 2010
Разработка и создание сайта