| Брем В. Ахматова и Раневская : загадочная дружба / Вера Брем. – Москва: Э: Яуза, 2016. - 252, [1] с.; 21 см. – (Памяти Анны Ахматовой. 50 лет спустя).
50 лет назад не стало Анны Ахматовой. Но магия ее поэзии и трагедия ее жизни продолжают волновать и завораживать читателей. И одна из главных загадок ее судьбы – странная дружба великой поэтессы с великой актрисой Фаиной Раневской. Что свело вместе двух гениальных женщин с независимым «тяжелым» характером и бурным прошлым, обычно не терпевших соперничества и не стеснявшихся в выражениях? Как чопорная, «холодная» Ахматова, которая всегда трудно сходилась с людьми и мало кого к себе допускала, уживалась с жизнелюбивой скандалисткой и матерщинницей Раневской? Почему петербуржскую «снежную королеву» тянуло к еврейской «бой-бабе» и не тесно ли им было вдвоем на культурном олимпе – ведь сложно было найти двух более непохожих женщин, а их дружбу не зря называли «загадочной»! Кто оказался «третьим лишним» в этом союзе? И стоит ли верить намекам Лидии Чуковской на «чрезмерную теплоту» отношений Ахматовой с Раневской? Не избегая самых «неудобных» и острых вопросов, эта книга поможет вам по-новому взглянуть на жизнь и судьбу величайших женщин XX века. |
| Гейзер М. М. Фаина Раневская / Матвей Гейзер. – Изд. 3-е, испр. – Москва: Молодая гвардия, 2012. – 306, [2] с., [8] л. ил., портр.; 17 см. – (Жизнь замечательных людей: серия биографий / основана в 1890 году Ф.Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким. Малая серия; вып. 25).
Фаина Георгиевна Раневская (1896–1984) признана одной из самых известных и любимых актрис отечественного театра и кино, хотя играла главным образом в эпизодах и чаще всего - отрицательные роли. У такого парадокса сразу несколько причин: актерский талант Раневской, ее человеческое обаяние и блистательное остроумие, проявляемое как на экране, так и в жизни. Артистки нет с нами уже двадцать пять лет, но из печати выходят все новые сборники ее шуток и афоризмов. Эта книга написана в другом жанре - она представляет собой первое полноценное жизнеописание Раневской, созданное писателем М. М. Гейзером на основе дневников и писем самой Фаины Георгиевны и воспоминаний знавших ее людей. |
| Гуга В. Фаина Раневская: великая и непредсказуемая / Владимир Гуга. – Москва: Э, 2016. - 191 с., [16] л. ил.; 21 см. – (Великие актрисы)
Фуфа Великолепная - так называли Фаину Раневскую близкие, коллеги и друзья. Казалось бы, она была удостоена всех возможных званий и премий, а полученные ордена складывала в отдельную коробочку с надписью: "Похоронные принадлежности". Казалось бы... Но тем не менее она большую часть жизни прожила в одиночестве и едва ли не в нищете. При том была она невероятно щедра, отдавая последние деньги знакомым и малознакомым людям, не надеясь получить их обратно. По воспоминаниям современников, преданно ее любивших, характер имела тяжелый, чтобы не сказать вздорный. Те, кто попадал ей на язык, редко обижались на актрису, поскольку знали, что через какое-то время она обязательно извинится и будет переживать чуть ли не больше обиженного... "Я дочь небогатого нефтепромышленника из Таганрога", - так начиналась автобиографическая книга Раневской. Книга никогда не увидела свет. Фаина Георгиевна уничтожила рукопись и вернула аванс в издательство. Да и получала она деньги, думая о теплом пальто на зиму... Все, что мы знаем о Раневской сейчас, - свод воспоминаний о ней ее друзей, коллег и современников |
| Раневская .Ф. Г. Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой. - Москва: Яуза-Пресс, 2015. - 221, [2] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. ; 22 см. - (Уникальная биография женщины-эпохи).
"Мой отец был бедный нефтепромышленник…" - прежде считалось, что от мемуаров Фаины Раневской уцелела лишь эта анекдотическая фраза: все остальные записи она сожгла, вернув издательству аванс, а ее легендарные остроты и афоризмы известны в основном по пересказам. Но прав был булгаковский Воланд: рукописи не горят, и эта книга - уникальная возможность услышать живой голос великой актрисы, которая лишь наедине с собой могла сбросить привычную маску и говорить предельно откровенно, не на публику, "от первого лица"… Знаете ли вы, что Фаина Георгиевна ненавидела эту "крылатую фразу" "Муля, не нервируйте меня!", сделавшую ее знаменитой, и уничижительно отзывалась о своих киноролях: "снова клоунесса, а не Васса Железнова!", боясь остаться в памяти зрителей всего лишь источником словесных "перлов" и анекдотов? Знаете ли вы, что, помимо звания народной артистки СССР, орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, она получила еще и три Сталинских премии, хотя и отзывалась о наградах как о "похоронных принадлежностях"? Знаете ли вы, что под личиной "Мули", вечной пересмешницы и матершинницы, скрывалась творческая трагедия гениальной актрисы, так и не научившейся ценить свой комедийный дар?.. Это книга - не просто мемуары; больше, чем собрание общеизвестных шуток и "хохм" - с этих страниц звучит голос совсем другой, настоящей, трагической Раневской, чьи едкие остроты всегда были смехом сквозь слезы. |
| Мишаненкова Е. А. Фаина Раневская. Один день в послевоенной Москве / Екатерина Мишаненкова. – Москва: АСТ, 2015. – 239 с.: ил., портр., факс. ; 22 см. – (Один день из жизни эпохи).
Фаина Раневская - самая смешная женщина в СССР У вас есть шанс познакомиться поближе со знаменитой острячкой поближе и прожить целый день в послевоенной Москве. Почему не все могли позволить себе школу? Что ели на завтрак? Какие главные развлечения были у москвичей в 50-е годы? Какие сплетни муссировались в театральных гримерках? 24 часа в той Москве в самым циничным, умным и очень любимым гидом - Фаиной Раневской. Полное погружение в эпоху начинается. |
| Орлова Е. Хроники Фаины Раневской: все обязательно сбудется, стоит только расхотеть! / Елизавета Орлова. – Москва : РИПОЛ классик, 2014. – 206, [1] ., [4] л. портр. ; 21 см.
Фаина Георгиевна Раневская, известная своими хлесткими и циничными высказываниями, - бесспорно, самая оригинальная актриса из когда-либо существовавших. Редакционным советом английской энциклопедии "Кто есть кто" в 1992 году она включена в десятку самых выдающихся актрис XX века. Она водила дружбу с Анной Ахматовой, обожала Пушкина, но ни разу так и не вышла замуж и не родила детей: Зато в памяти народа навсегда останутся десятки ее ролей и фраз, которые она сама придумывала и которые стали впоследствии крылатыми фразами, до сих пор не потерявшими своей актуальности. |
| Раневская Ф. Г. Арлекин и скорбный Экклезиаст / Фаина Раневская; [сост. Ю. Крылов]. – Москва: АСТ, 2017. – 318, [1] с., [16] л. ил. ; 21 см. – (Имя. Судьба. Легенда).
Фаина Георгиевна Раневская - великая драматическая актриса со столь же драматической судьбой. Она выделяется в ряду даже самых выдающихся служителей Мельпомены - веселящий публику Арлекин и вместе с тем скорбный, как Экклезиаст, мудрец. Она была уникальной личностью и в искусстве, и в повседневной жизни, занавес над которой приоткрывают фрагменты воспоминаний, представленные в этой книге. Они тоже по-своему незаурядны, благодаря своей афористичности, а также присущей Фаине Георгиевне эмоциональности и тонкому психологизму. Ее дневники и записи позволяют увидеть некоторые тайники души, веселой и печальной одновременно, по-настоящему народной артистки. |
| Раневская Ф. Г. Крымские каникулы: дневник юной актрисы / Фаина Раневская. – Москва: Яуза-Пресс, 2016. – 203, [1] с. : ил.; 22 см. – (Сокровенные мемуары).
Судьба Фаины Раневской неразрывной связана с Крымом. Здесь она сыграла свои первые роли, впервые удостоившись аплодисментов и криков "браво!". Здесь провела больше пяти лет - с 1918-го по 1923-й. Здесь пережила Гражданскую войну, а по пути сюда чудом избежала расстрела. Здесь стала настоящей актрисой. Здесь "наточила язычок", научившись отвечать на оскорбления легендарными остротами и афоризмами, которые потом повторяла вся страна. И все эти Крымские годы Фаина Георгиевна вела дневник, который ждал публикации почти столетие. Первое издание этих "Крымских тетрадей" - уникальная возможность услышать живой голос великой актрисы. |
| Войцеховский З. Раневская, что Вы себе позволяете?! / Збигнев Войцеховский. – Москва: Эксмо, 2012. – 349, [1] с. ; 21 см. – (Биографии великих. Неожиданный ракурс).
Эта книга заметно отличается от всего, что было написано о Фаине Раневской раньше. Книга не претендует на истину в конечной инстанции, однако, образ великой актрисы, созданный автором, впечатляет необыкновенной естественностью, "живостью" и правдоподобностью. Раневская представляется читателю по настоящему одаренным человеком, тонко чувствующим несправедливость и достоинства нашего бытия, убогость и духовное богатство людей; она представляется человеком, обладающим жестким, критическим взглядом на мир и явления. Но вместе с тем эта книга создает образ застенчивой, некрасивой, очень совестливой женщины, с которой судьба обходилась не всегда ласково и справедливо... |
| Родные берега [Электронный ресурс]: две новеллы / в ролях Фаина Раневская, Иван Переверзев, Даниил Сагал и др.; Ташкентская киностудия художественных фильмов 1943 г. - Москва : Изд. дом Сергея Орлова, 2008. – 1 электрон. опт. диск (DVD-Video) (58 мин.) ; 12 см. - (Неизвестная Раневская).
Первое издание фильма, пролежавшего на полке 65 лет. Состоит из новелл "Три вардейца" и "Пропавший безвести". Помимо Фаины Раневской, сыгравшей здесь одну из главных ролей, в фильме снимались Иван Переверзев, Валентин Щеглов, Александр Хвыля, Лидия Смирнова и многие другие...
Фильм
«ТРИ ГВАРДЕЙЦА («Родные берега»)» СССР, Ташкентская к/ст, 1943, ч/б, 3 ч., 800 м., к/м, 29 мин. Драма. Великая Отечественная война. Трое гвардейцев пробираются в оккупированный фашистами городок. В момент атаки советских войск гвардейцы должны вызвать панику в тылу врага. Герои размещаются в пушкинском музее и героически сдерживают натиск батальона фашистских войск до прихода в город своей части. В ролях: Фаина Раневская, Даниил Сагал, А. Никитин, А. Мирошниченко, Иван Переверзев.
Режиссеры-постановщики: Владимир Браун, Николай Садкович. Оператор-постановщик: Алексей Панкратьев. Композитор: Дмитрий Клебанов. Текст песен: Борис Ласкин. Звукорежиссеры: Григорий Григорьев, З. Карлюченко.
«ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ («Родные берега»)» СССР, Ташкентская к/ст, 1943, ч/б, 4 ч., не выпущен. В ролях: Лидия Смирнова, Виктор Щеглов, Иван Бобров, Андрей Сова, А. Трухин, Семен Гольдштаб, Григорий Михайлов, В. Проклов, Д. Вурос, Александр Хвыля.
Режиссер-постановщик: Владимир Браун. Авторы сценария: Борис Ласкин, Иосиф Склют. Оператор-постановщик: Яков Кулиш. Композитор: Дмитрий Клебанов. Звукорежиссеры: Григорий Григорьев, З. Карлюченко.
|
| Скороходов Г. А. Мои королевы: Раневская, Зеленая, Пельтцер / Глеб Скороходов; [ред. О. И. Грейг; худож. Б. Б. Протопопов]. – Москва : Алгоритм, 2014. – 253, [2] с. : портр., фот. ; 21 см. – (Женщина, покорившая мир).
Говорят, призвание смешить и не быть посмешищем дано единицам. Фаина Раневская, Рина Зелёная, Татьяна Пельтцер умели вызывать и добрые улыбки, и заливистый смех. А могли заставить и надолго замолчать в раздумьях… Образы, сыгранные этими блистательными комедийными актрисами, всегда будут вызывать восхищение. Фразы из фильмов, которые они придумывали прямо на съемочной площадке, становились крылатыми. Гениальная Фаина Раневская превратила в театрализованную трагикомедию даже собственную жизнь. Неповторимую Рину Зелёную помнят и любят по ролям черепахи Тортиллы в "Приключениях Буратино", миссис Хадсон в "Шерлоке Холмсе" и огромному количеству эпизодических, но запоминающихся ролей. Неувядающая Татьяна Пельтцер называла себя "счастливой старухой". В этом была ее жизненная правда: в семьдесят пять, играя самых разных старушек, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Их творческие биографии известны вроде бы вдоль и поперек. Тем ценнее для читателя будут наблюдения современника этих великих актрис, Глеба Скороходова, лично знавшего каждую. |
| Щеглов, Алексей Валентинович. Фаина Раневская: "Судьба-шлюха" / Дмитрий Щеглов. - Москва: Астрель: АСТ, 2006. – 203, [1] с. ; 16 см. – (Дневник).
Фаина Раневская. Великая актриса и скандальная особа, язвительная дама с искрометным юмором и философ с цигаркой в зубах... Ее боялись и боготворили, с ней искали встреч и ее избегали. Слишком страшно было оказаться на месте человека, нашпиленного на иглу ее афористических резолюций. Но мало кто знал, что в незаурядной личности таится страшно одинокая и ранимая душа...Какой она была в жизни, как складывалась ее творческая судьба и что происходило на самом деле, может рассказать только она сама со страниц той книги, которую она так и не написала... |
| Фельдман И. Раневская в домашних тапочках: самый близкий человек вспоминает / Изабелла Фельдман. – Москва: Яуза-Пресс, 2016. - 270, [1] с. : ил. ; 22 см. – (Сокровенные мемуары).
Эта книга полна неизвестных афоризмов, едких острот и горьких шуток великой актрисы, но кроме того вы увидите здесь совсем другую, непривычную Фаину Раневскую - без вечной "клоунской" маски, без ретуши, без грима. Такой ее знал лишь один человек в мире - ее родная сестра. Разлученные еще в юности (после революции Фаина осталась в России, а Белла с родителями уехала за границу), сестры встретились лишь через 40 лет, когда одинокая овдовевшая Изабелла Фельдман решила вернуться на Родину. И Раневской пришлось задействовать все свои немалые связи (вплоть до всесильной Фурцевой), чтобы сестре -"белоэмигрантке" позволили остаться в СССР. Фаина Георгиевна не только прописала Беллу в своей двухкомнатной квартире, но и преданно заботилась о ней до самой смерти. Не сказать, чтобы сестры жили "душа в душу", слишком уж они были разными, к тому же "парижанка" Белла, абсолютно несовместимая с советской реальностью, порой дико бесила Раневскую, - но сестра была для Фаины Георгиевны единственным по-настоящему близким, родным человеком. Только с Беллой она могла сбросить привычную маску и быть самой собой… |
| Шляхов А.Фаина Раневская. Любовь одинокой насмешницы [Электронный ресурс]: аудиокнига / Андрей Шляхов; читает: Марина Старых. – Электрон. зв. дан. – Москва: Аудиокнига, 2012. –1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (10 ч.): зв.; 12 см.
"Фанечка у нас не красавица, да еще и заикается. Бедная девочка". Так в детстве отец говорил об актрисе, которую английская энциклопедия включит в десятку самых выдающихся служительниц мельпомены XX века. Но это будет позже, как позже будет всесоюзная слава, любовь миллионов, фразы, которые цитируют по сей день, и... невероятное одиночество."Одиночество - это когда в доме есть телефон, а звонит будильник". У нее появляются знакомые молодые люди, но Фаина к ним безразлична. Настоящим другом Фаины становится актриса Павла Вульф. "Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду". Слава растет, а счастья в жизни так и не прибавляется. Многих отпугивает ее вздорность и насмешливость. Окружающие считают ее неуживчивой, порой даже вздорной, но никто не в силах понять, что за "колючками" скрыта чистая, ранимая, жаждущая любви душа."Когда я умру, похороните меня, и на памятнике напишите: "Умерла от отвращения"... Про Фаину Раневскую можно слушать бесконечно - вам будет то очень грустно, то невероятно смешно, но никогда не скучно. А ведь "стареть скучно, но это единственный способ жить долго". |
| Щеглов А. В. Фаина Раневская: Вся жизнь / Щеглов А. В. – М. : Захаров, 2003. - 346 с., [12] л. ил.: фотоил. – (Биографии и мемуары)
Фаина Георгиевна Раневская (1896-1984) - великая русская актриса, народная артистка СССР. Начала выступать на сцене театра еще в дореволюционное время. Снималась в культовых советских фильмах "Весна", "Подкидыш", "Мечта". Дружила с Анной Ахматовой, Любовью Орловой, Ростиславом Пляттом. При жизни превратилась в легенду. Эти воспоминания написаны архитектором А.В.Щегловым, сыном ее ближайшей подруги актрисы П.Л.Вульф, в семье которой Раневская прожила всю жизнь. Лешеньку Щеглова она сама несла 63 года назад из роддома, звала его "эрзац-внуком" и была ему очень близка. |