«МХАТ. Чехов…и не только»
– так назвали книжную выставку сотрудники Отдела дореволюционных и ценных изданий, приуроченную к 125-летию основания Московского художественного театра в 1898 году. У истоков театра стояли Константин Сергеевич Станиславскии и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первое его название – Художественно-общедоступный театр, в 1901 году сменившееся на Московский Художественный театр (МХТ). В 1932 году добавилось окончание имени М. Горького. МХТ часто связывают с именем Чехова, что закономерно, поскольку писатель в последние годы жизни создавал свои пьесы для нарождающегося театра, каким по праву считался молодой МХТ. Чехов жил новым театром, писал для него, но и для театра Чехов стал, как признавался в письме Немирович-Данченко, неотъемлемым явлением: «Мы пока стоим на трёх китах: Чехов, Толстой, Гауптман». Первой премьерой стала постановка «Царь Федор Иоаннович», основанная на трагедии в пяти действиях Алексея Константиновича Толстого. Далее труппа работала над постановкой чеховской «Чайки», которая буквально провалилась в Александринском театре Санкт-Петербурга. Долгие, мучительные репетиции и вот небывало успешная премьера 16 декабря 1898 года во МХТе. В дальнейшем театр поставит и другие пьесы Чехова «Иванов», «Дядя Ваня», «Три сестры», Вишневый сад».
МХАТ никогда не забывал о классике и вскоре в его репертуаре появятся Ибсен, Гауптман, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Леонид Андреев. В отделе дореволюционных и ценных изданий хранится уникальное издание бессмертного творения Александра Грибоедова «Горе от ума» со статьями Вл. Ив. Немировича-Данченко, Николая Эфроса о постановке её в Московском художественном театре. Книга издана в 1923 году сразу после окончания Гражданской войны! В 1906 году театр совершит гастроли, познакомившись с публикой Германии, Чехии, Польши, Австрии. Знаковую поддержку давали театральные художники Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Борис Кустодиев. «Чайка» Чехова стала настолько знаковой пьесой, что попала на театральные афиши и не сходит до сих пор. Исследования Э.А. Полоцкой «Вишневый сад». Жизнь во времени», Марка Розовского «Чтение “Дяди Вани”», Майи Волчкевич «Дядя Ваня. Сцены из непрожитой жизни» вносят существенную лепту в понимание театральных постановок пьес Чехова в разные годы. Энциклопедией знаний о МХТ, об актерах, постановках, гастролях, истории театра стало увесистое двухтомное издание, преподнесенное художественным руководителем МХТ имени Чехова Олегом Ефремовым в год 300-летия Таганрога. На титульном листе находим собственноручную дарственную надпись режиссера: «В год 300-летия Таганрога, таганрогской библиотеке им. Чехова от Московского художественного театра им. Чехова. О. Ефремов. Москва. 4.09.98 г.»