Центр культурных программ библиотеки имени А. П. Чехова продолжает цикл трансляций в виртуальном концертном зале, приуроченный к 125-летию основания Московского художественного общедоступного театра. На этот раз встреча была посвящена взаимоотношениям Максима Горького с театром. Вниманию гостей был представлен фильм-спектакль Бориса Ливанова и Ивана Тарханова по пьесе Горького в постановке МХАТ СССР имени М. Горького «Егор Булычов и другие». Блистательный актерский состав сделал спектакль шедевром. Сотрудник библиотеки Ирина Украинцева рассказала слушателям о «романе театра со своим автором», об их первой встрече, о точках их соприкосновения и линиях разрыва.
И писатель, и театр довольно долго шли параллельно, войдя примерно в одно и то же время в русскую жизнь и в русскую культуру. В 1898 году открывается МХТ, тогда же выходит первый двухтомник Горького. Горький рискует отдать в издательство Чарушникова и Дороватовского свои рассказы, а издатели рискуют издать три тысячи экземпляров (а ведь обычно начинающих авторов печатали тиражом не больше тысячи экземпляров). Книги очень быстро расходятся, переиздаются. К 1910-му году тиражи превысят тиражи Толстого и Чехова. У пьесы «На дне» был рекордный тираж 76 тысяч экземпляров. Горький быстро становится не просто модным писателем, а человеком, которого знают все, даже люди, которые ничего не читают.
Для Московского художественного театра всегда было необыкновенно важно не просто ставить пьесы, а еще и узнать самого автора, его личность, подружиться с ним. Первая встреча художественного театра с Горьким произошла в Ялте в апреле 1900 года. Лучше всего она описана в книге «Из прошлого» Немировича-Данченко. У больного Чехова не было возможности приехать в Москву на премьеры своих спектаклей. И художественники решили устроить гастрольную поездку к своему автору... Море штормило, было очень холодно. Когда артисты подъехали к сияющей Ялте, на пристани стояла приветствующая их толпа. Начались счастливейшие дни, когда театр ощутил себя не просто любимым страной, а любимым ее лучшими людьми. Немирович-Данченко вспоминает, как артисты идут к Чехову от гостиницы… Как обычно, на юге очень быстро темнеет. Они сбиваются с пути, начинают спорить друг с другом, и вдруг из темноты появляется высокая фигура в крылатке, в широкополой шляпе, указывает им путь к дому Чехова и исчезает в темноте. Гости приходят на дачу, Чехов спрашивает: «А вы Горького не видели? Он только что от меня ушел». Встретили художественники его на следующий же день.
Горький был фантастически интересным рассказчиком. Он зачаровывал любого. Артисты слушали его рассказы о босяках, о его скитаниях, о том, как он прошел Россию, как он работал грузчиком, мукомолом. Слушали, как в деревне Кандыбовка писатель вступился за женщину, которую наказывали за измену. Наказывали страшно, как в мусульманских странах – её, голую, тащили по деревне. Свой рассказ, который назывался «Вывод», Горький закончил словами о том, что он описал не вымышленные истязания, а правду. В его архивах хранится письмо жителей этой деревни - дети тех извергов, которые мучили Гарпину Гаечник, жену Сильвестра Гаечника, пишут Горькому письмо и извиняются за своих родителей. Из этого письма становится понятно, что Горький не только видел, он вступился за эту женщину, за что тоже был сильно избит.
Когда театр уезжал из Ялты, Горький обещал написать пьесы (А. П. Чехов был удивительно удачливой свахой – он всегда обязательно уговаривал всех знакомых писателей писать для МХТ). Для МХТ Горький казался подарком: новый, необычный, не похожий ни на кого, ярко талантливый. Сам же Горький всегда испытывал интерес к театру, а тут - самый известный театр страны, в который ломятся немыслимые очереди. Горький не просто в восторге от МХТ, он пишет слова о том, что этот театр так же прекрасен, как Василий Блаженный, что не любить и не писать для него преступление. Через несколько лет он захочет этот театр разрушить, еще через 10 лет напишет статью о «карамазовщине», будет утверждать, что этот театр дергает за больные нервы общество. Все это случится потом… Но очень долго МХТ и Горький будут оставаться главным театром и главным писателем в русской культуре.