В истории русской литературы XIX века встречаются имена и события, стоящие в особом ряду. Среди них имя Александра Васильевича Сухово-Кобылина. Если говорить о нем, как о писателе, то он так и остался автором самого скромного по объему в истории русской литературы наследия — трех пьес и неопубликованного при жизни памфлета «Квартет». Но такая странная судьба, даже сегодня названия статей о нем ведут нас в мир криминала: «Московский детектив», «Убийца с бульвара», «От любви до каторги - один шаг». Что уже говорить о веке XIX, когда Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве своей любовницы-содержанки француженки Луизы Симон-Деманш.. Несколько лет эта история потрясала высшее общество.
Парадокс его жизни и творчества, в том, что тёмные обстоятельства криминальной драмы совпали с его литературным и театральным триумфом. Сухово-Кобылин находился под следствием, когда блестяще прошла премьеры его пьесы «Свадьбы Кречинского» в Малом и Александринском театрах и была напечатана в журнале «Современник». Следом вышли еще две его пьесы – «Дело»; и «Смерть Тарелкина». Так в мировую историю литературы и театра Сухово-Кобылин вошел не фигурантом уголовного дела, но автором блестящей сатирической трилогии. В литературной жизни А. В. Сухово-Кобылин сознательно не участвовал. «Для писателей того времени и позднейших десятилетий он был как бы невидимкой, некоторым иксом», писал критик и историк литературы Петр Боборыкин. Только незадолго до смерти он был удостоен звания почетного академика Императорской Академии наук.
В фонде отдела дореволюционных и ценных изданий таганрогской библиотеки имени А. П. Чехова сохранились свидетельства славы драматурга – его пьесы с постановочными и суфлерскими пометками. Это книги коллекции «Театральная библиотека Н. К. Шатлен». Об интересной истории этой коллекции рассказывает статья Е. Шапочки «Коллекция «Театральной библиотеки Н. К. Шатлен» в сборнике материалов Книжное дело на Северном Кавказе: история и современность. Выпуск 10. – 2020. С. 391-400.