Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход
Г. М. Бондаренко

Время - самый строгий и справедливый судья. Оно вынесло свой вердикт произведениям А. П. Чехова. Думаю, что новое столетие и, по всей вероятности, многие столетия не внесут в этот вердикт каких-либо изменений. Напротив, подтвердят: Чехов нужен человечеству.
Чем же интересен Чехов не только русскому читателю и зрителю? Существует богатая литературоведческая литература. Этот сборник, который ты, читатель, держишь в своих руках, также содержит много интересных, тонких наблюдений о Чехове.
В коротком вступительном слове хочу только поделиться некоторыми своими личными, если хотите, писательскими заметками о творчестве нашего великого земляка.
Литература, на мой взгляд, это игра в воображении неких символов времени, а также символов, олицетворяющих тот или иной тип человеческих характеров. Нередко эта символика проявляется уже в названии произведения. Чехов показал нам свою удивительную способность находить точное и емкое название, заголовок рассказа. Вспомним хотя бы "Ионыч", "Человек в футляре", "Анна на шее". На первый взгляд это может показаться незначительной деталью, мелочью, но это не так. Знаю по своему опыту, по опыту других писателей, как трудно найти подходящее название произведению и могу только добавить, что большой талант проявляется во всем, в том числе и в названии произведения.
Чехов - мастер лапидарной прозы. На малой площади он мог вместить так много, что редко кому даже из великих писателей это удавалось.
"Было жестко и кисло... Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своей судьбой, самим собой. К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию". Это из рассказа "Крыжовник". И далее: "Я соображал, как в сущности много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье..." Надо ли восклицать, как это звучит актуально сегодня. Да и сегодня только ли? Это написано на все времена.
Искусство воплощения и перевоплощения — неотъемлемая черта больших художников. Чехову было всего 29 лет, когда впервые был напечатан рассказ "Скучная история" (Из записок старого человека). Меня это произведение поразило еще, когда я в 1950-е годы я учился в университете. В связи с войной я позже, чем обычно студенты, заканчивал университет в 29 лет. "Есть в России заслуженный профессор Николай Степанович такой-то, тайный советник и кавалер; у него так много русских и иностранных орденов, что когда ему приходится надевать их, то студенты величают его иконостасом... Он состоит членом всех русских и трех заграничных университетов. И прочее, и прочее. Все это и многое другое, что еще можно было бы сказать, составляет то, что называется моим именем!" И это пишет 29-летний Чехов. И дальше: "Носящий это имя, то есть я, изображаю из себя человека шестидесяти двух лет, с лысой головой, с вставными зубами и с неизлечимым тиком. Насколько блестяще и красиво мое имя, настолько тускл и безобразен я сам..."
Конечно же, Иван Денисович у Солженицына великолепен, и весь этот взгляд на жизнь глазами Солженицына, перевоплотившегося в Ивана Денисовича, может вызвать только восхищение. Известны хрестоматийные слова Флобера: "Мадам Бовари — это я". В зтом же ряду стоит рассказ 29-летнего Чехова "Скучная история".
У Чехова нет больших, многостраничных, эпических полотен. Да и вся его жизнь по нынешним меркам непродолжительна. Но за эту короткую жизнь он успел сказать так много и емко, что в сказанное им будут вчитываться новые и новые поколения.
Бунин был великолепным рассказчиком. Его сборник любовных новелл  "Темные аллеи" по праву считается шедевром в этом жанре. Чехов писал о любви иначе. И здесь его изумительная лапидарность проявляется во многих произведениях. Возьмем "Даму с собачкой". На первый взгляд, заурядный курортный роман. Не собираюсь пересказывать это широко известное, экранизированное произведение. Один только абзац: "От прошлого у него (у Гурова) сохранилось воспоминание о беззаботных, добродушных женщинах, веселых от любви, благодарных ему за счастье, хотя бы очень короткое; и о таких, как, например, его жена - которые любили без искренности, с излишними разговорами, манерно, с истерией, с таким выражением, как будто то была не любовь, не страсть, а что-то более значительное; и о таких двух-трех очень красивых, холодных, у которых вдруг промелькало на лице хищное выражение, упрямое желание взять, выхватить у жизни больше, чем она может дать... и когда Гуров охладевал к ним, то красота их возбуждала в нем ненависть, и кружева на их белье казались ему тогда похожими на чешую". Всего один абзац!