Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход

Как мы брали графа.

(Из цикла "Несерьезные рассказы")


 ( Из фронтовых записок.)
. .После прорыва фронта на Одере у немцев уже не было сплошной линии обороны(По крайнем мере на нашем направлении).Гитлер объявил городами-крепостями Штеттин, Грайсвальд, Шральзунд. Наша армия входила в прорыв. Что было справа и слева на флангах-, это и было нашей «работой»-полковой разведки и дивизионной. В конце апреля полк и в ,частности, минометная батарея, понесли большие потери. Мина попала в грузовик ЗИС-5.В кузове было полно мин.И от машины, и от людей, кто там был, ничего не осталось .Были разбиты и погибли водители еще двух машин. Машины в «запасе» у нас были-студебеккеры. А вот вести их было некому .И меня майор Назаров посадил на ЗИС-5.Когда я предстал перед старшиной батареи и доложил: «Рядовой полковой разведки Бондаренко прибыл в Ваше распоряжение!»-Он принял меня «сурово». «Это что за «генерал» такой прибыл?7! Ну-ка сейчас же одеться по форме!!!»На мне была офицерская фуражка (полагалась пилотка) Офицерская шинель БУ( бывшая в употреблении.)При моем росте 187 см мне трудно было подобрать и шинель, и сапоги. А на ногах трофейные немецкие унты- для летчиков.- мягкие. Идешь по лесу- и ветка под ногами не хрустнет…
Полковая разведка-это была «привилегированная каста».В чем мы «ходили», начальство это не волновало. Лишь бы «мышей ловили».И не мудрено- пару раз приходилось надевать даже немецкую форму, чтобы «беспрепятственно» войти с противником «в контакт» Меня частенько«отрывали от работы водителя. По приказу Гитлера были созданы диверсионные группы- верфольф ( оборотни) ,и вот чтобы входить с ними « в контакт» требовался человек « с немецким языком.» Поступила как-то информация, что в замке километров 15 от нас появился граф. Настоящий граф, но был он в «СС».И вот мы шестеро полковых разведчиков садимся на американский додж 3\4и катим к замку, чтобы взять графа. Остановились ,не доезжая, чтобы не вспугнуть. Шофер с машиной остался, а мы впятером пошли лесом. Сначала «заглянули» в отдаленную пристройку. Там немец-старик…Да, граф, был, но два дня назад еще ушел с ординарцем.»А графиня?»-спрашивает наш старшой.»Графиня в замке- она больна…». «Военных больше нет в замке?» «Нету .»- говорит дед. Старшой мне говорит: «Скажи ему, если он врет, я ему башку откручу…»Перевод трудной…Я говорю: «Если вы говорите неправду, вам будет плохо…»Но все оказалось правдой…Графиня лежала на кровати .под одеялом…Перепугалась, конечно. Лицо- красное…
Один из наших говорит: «Ты, смотри, она уже в постели…А я никогда графинь
не пробовал?...»Лейтенант мне говорит: «Спроси, чем она больна?» Я спросил. Она назвала какой-то медицинский термин, я не понял…Но …,говорю: у нее какая-то венерическая болезнь.. . Лейтенант наш говорит Ивану (охотнику до графинь) : « У меня уже двое триппером болеют, а пенициллина нет, пошли отсюда…Графа не взяли,
возьмем его машину.» А мы когда осматривали поместье, в гараже увидели «Мерседес» салатного цвета с антенной. Это было тогда редкость-машина с радиоприемником.»Наш подполковник давно хотел машину с радио.(Подполковник-это наш командир полка Коноплицкий.) Залили мы из нашей канистры бензин в бак, «прикурили»,от нашего аккумулятора. Завели. Лейтенант мне говорит: «Садись!»
Никогда раньше я на таких машинах не то, что не ездил., но и не видел.. Большинство частных машин немцев стояло на колодках Бензина- не было. И вот по автостраде- я на этом «Мерседесе»…Это, как полет!!!…Пригнали машину .Доложили подполковнику.
Тот вышел. Оглядел машину «Молодцы!».А через несколько дней тоже вышел случай, без него нельзя будет кое-что понять. Вышел подполковник, а шофер его куда-то запропастился…Он увидел меня. «Это ж ты пригнал машину?…Отвези меня в
Кюлунгсборн, в госпиталь…Все мы знали, что там у него ППЖ(полевая-походная жена).Сели, поехали. Он мне говорит: Ты позагарай тут, а чтоб тебе не скучно было- в багажнике там у Степана всегда фляжка со спиртом и «второй фронт»-так мы американскую тушонку называли .Он ушел. Я тушенку съел и даже чуть придремнул.
Выходит подполковник. Веселый такой…»Там во фляжке еще осталось?» А я ему говорю: «Сколько было- столько и осталось…»
«Как? Я ж тебе разрешил выпить…» «А я не пью, товарищ подполковник…» «Совсем, что ли не пьешь?…» «Да, как-то не приходилось».Рассказываю это не для забавы, а потому что разговор этот «повернул» мою жизнь в другую «сторону.»
Были еще эпизоды с вервольфом, даже со стрельбой, но это не интересно.
И вот я снова сел на «свой»-ЗИС- Вдруг меня вызывают к командиру полка. «Степан(шофер) ,-говорит он,- отвезет тебя в Рерих, там авторота дивизионная и начальник автослужбы дивизии капитан Либенсон, будешь его возить!(Должность Либенсона подполковничья, но в конце войны ротами командовали и старшие сержанты. Так , старший сержант Съянов командовал ротой, в батальоне капитана Неустрова, который брал рейхстаг. Знаю об этом не понаслышке, а потому что в 1974 году снимал фильм о герое рейхстага лейтенанте Береста и на съемках был и знаменосец Кантария ,и капитан Неустроев, и Сьянов, и командир полка Зинченко-все Герои Советского Союза.) Я командиру полка говорю:« Товарищ подполковник, у меня даже прав нету.» Он в ответ:: «Выпишет тебе Либенсон военные права, а в Союзе тебе обменяют их на гражданские» Приказ получен. Приезжаю. Двухэтажный дом. Либенсон на втором этаже. Поднялся, доложил.: «Прибыл в Ваше распоряжение…С Либенсоном рядом капитан медицинской службы- Дина Зиновьевна-ППЖ..«А сколько тебе лет, солдат,»-поинтересовалась она.«Семнадцать, товарищ капитан…» «Молоденький такой…»Либенсон спрашивает, Коноплицкий мне сказал, что у тебя нет прав., но водить ты умеешь?» «Умею.» Тогда иди в автороту, там среди трофейных машин стоит зеленая БМВ, будем на ней ездить, только надо сцепление поменять…Ты начинай, а завтра приезжает корпусная ремонтная летучка- они тебе помогут…». «Слушаюсь».Вышел и думаю, где же это сцепление? Спросить неудобно. Представился командиру автороты. Он мне показывает: «Вот там БМВ с откидным верхом стоит…» Я подхожу .Вижу- полик в кабине уже снят и четыре болта откручено от коробки передач. .Понятно,- надо остальные болты откручивать, чтобы вытащить коробку передач. Сцепление должно где-то быть между мотором и коробкой передач, и я принялся за работу. Так что история с «выпивкой» решила мою судьбу потому, что на запрос Либенсону Коноплицкий сначала послал шофера первого класса. А в автороте стояла цистерна с трофейным спиртом.-.Зис-5.Чтото там подтекало и под машиной стояла цибарка, чтоб «добро» не пропадало…И мой предшественник быстро это пронюхал и ползком, по траве к этой цибарке…У машины стоял часовой. Но сегодня стою я, завтра -ты… И каждому выпить хочется. .И вместо «сцепления» предшественник мой каждый день находился возле цибарки- любил выпить и за три дня «работы «открутил только несколько болтов. И вот тогда Либенсон позвонил Коноплицкому и сказал: Я твоего шофера первого класса возвращаю -он третий день пьяный! Неужели у тебя в полку у тебя нет ни одного непьющего водителя?» Тот говорит: «Есть один…»
Так я стал шофером начальника автослужбы дивизии, а на другой день действительно приехала корпусная летучка и «мы» быстро поменяли сцепление,. и я обрел первые навыки в ремонте автомобиля. В Союзе мне действительно права обменяли на гражданские, а в 1948 году меня направили в автотанковую школу в Онегу (на Белом море) Я поехал в Архангельск (по командировке) и сдал сразу на права 1 класса.Стал
инструктором в автотанковой школе, а потом и преподавателем автодела. Там, в Онеге
на берегу Белого моря и «протекли» мои пять послевоенных солдатских лет…

Создание сайта ® ЦГПБ имени А.П.Чехова, 2010-2024
Разработка и создание сайта
Яндекс.Метрика