Профессор кафедры инженерной педагогики
Новочеркасской государственной мелиоративной
Академии, член-корреспондент АПСН,
Академик МАЭП
Существует великое множество фактов и роковых совпадений, совершенно не
объяснимых
наукой. Например, если мир формировался случайно, то почему во всем
прослеживаются
системы и ритмы?
А. С. Пушкин подметил и описал систему развития человеческого общества
на Земле.
М. Ю. Лермонтов за 100 лет предвидел переворот 1917 года. Александр
Богданов в
1904 году в антиутопии «Красная звезда» предугадал не только черты
надвигающегося
тоталитарного режима, но и даже символику вынес в заголовок романа. Ф.
М. Достоевский
в «Дневниках писателя» утверждал в 1877 году, что предвидится страшная,
колоссальная
стихийная революция, которая потрясет все царства мира изменением лика
всего.
Список пророчеств и предвидений этим далеко не исчерпывается, и можно
лишь удивляться,
как этим людям удалось заглянуть за черту будущего.
Антон Павлович Чехов – не оракул и прорицатель социальной жизни. Тем не
менее,
общепризнанный интеллигентнейший писатель 20 века обладал своеобразным
даром прочтения
тончайших картин человеческой психики. Врач по образованию, писатель по
призванию,
он был отличным психологом и психиатром. Неудивительно поэтому, что
Чехову в одном
лишь произведении объемом 62 страницы удалось мимоходом, исподволь, на
фоне основной
фабулы «Скучной истории» изложить систему профессиональной культуры
педагога,
которой в последнее десятилетие 20 века было посвящено не одно
диссертационное
исследование.
Сюжет «Скучной истории» сравнительно прост. Старый профессор медицины,
ясно осознающий
надвигающуюся неизбежную развязку жизни, анализирует свои отношения с
ближайшими
родственниками и сослуживцами. Придерживаясь, как великий Ф. М.
Достоевский, позиции
«Каждый человек самоценен», Антон Павлович от лица профессора
анализирует всех,
не считаясь с социальным положением героя – от университетского швейцара
до коллеги-прозектора.
Уже в самом начале описания университета (с. 272*) читаем: «Студент,
настроение
которого в большинстве создается обстановкой, на каждом шагу, там, где
он учится,
должен видеть перед собою только высокое, сильное, изящное… Храни его
Бог от тощих
деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых рваной клеенкой».
Эти строки
увидели свет в журнале «Северный вестник» в ноябре 1889 года. А мы
сейчас пытаемся
доказать роль образовательной среды в формировании личности на уровне
диссертационных
исследований!
Дальнейшие цитаты позволяют «отфильтровать» основные черты
педагогической культуры
личности.
1. «…мой прозектор Петр Игнатьевич, трудолюбивый, скромный, но
бесталанный человек…
Работает он с утра до ночи, читает массу, отлично помнит все прочитанное
– и в
этом отношении он не человек, а золото; в остальном же прочем – это
ломовой конь…
Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы:
кругозор его
тесен и резко ограничен специальностью» (с. 274)
2. «…Для пороха нужны фантазия, изобретательность, а у Петра Игнатьевича
нет ничего
подобного. Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник» (с. 275).
3. «Он уверен в самом себе, в своих препаратах, знает цель жизни и
совершенно
не знаком с сомнениями и разочарованиями, от которых седеют таланты.
Рабское поклонение
авторитетам и отсутствие потребности самостоятельно мыслить…» (с. 275).
4. «Я знаю, о чем буду читать…» (с. 276).
5. «Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого
громадного материала
самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою
мысль
в такую форму, которая была бы доступна разумению…» (с. 277).
В этих пяти небольших цитатах – квинтэссенция педагогической культуры
преподавателя
высшей и средней школы:
- профессионально-личностные качества;
- опыт творческой деятельности;
- педагогическая позиция;
- профессиональные знания;
- профессиональные умения.
В исследованиях кафедры общей педагогики Ростовского педагогического
университета
выявлены 136 характеристик педагогической культуры, но все они
дифференцируются
на 5 основных групп, укладывающихся в описанную выше пентаграмму.
Некоторые недалекие люди полагают, что в век всеобщей компьютеризации
классическая
литература ( а тем более «мещанская чеховская») устарели и не могут
быть востребованы.
Думается, что это глубоко ошибочная точка зрения. Чехов не устаревает.
Чеховское
творчество будет вечно востребованным, ибо оно пронизано психоанализом
нашей
сути. И верится, что как произведения Льва Толстого изучают и на
занятиях литературой,
и на уроках педагогики, так и наследие А. П. Чехова станет со временем
достойно
внимания не только литераторов, но и психологов и педагогов.
*Цитаты приводятся по 6-му тому Собрания сочинений в 12-ти томах. (М.: Художественная литература, 1955)