Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход
(новое прочтение одного произведения писателя)

В. С. Кукушин,
Профессор кафедры инженерной педагогики
Новочеркасской государственной мелиоративной
Академии, член-корреспондент АПСН,
Академик МАЭП


Существует великое множество фактов и роковых совпадений, совершенно не объяснимых наукой. Например, если мир формировался случайно, то почему во всем прослеживаются системы и ритмы?
А. С. Пушкин подметил и описал систему развития человеческого общества на Земле. М. Ю. Лермонтов за 100 лет предвидел переворот 1917 года. Александр Богданов в 1904 году в антиутопии «Красная звезда» предугадал не только черты надвигающегося тоталитарного режима, но и даже символику вынес в заголовок романа. Ф. М. Достоевский в «Дневниках писателя» утверждал в 1877 году, что предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царства мира изменением лика всего.
Список пророчеств и предвидений этим далеко не исчерпывается, и можно лишь удивляться, как этим людям удалось заглянуть за черту будущего.
Антон Павлович Чехов – не оракул и прорицатель социальной жизни. Тем не менее, общепризнанный интеллигентнейший писатель 20 века обладал своеобразным даром прочтения тончайших картин человеческой психики. Врач по образованию, писатель по призванию, он был отличным психологом и психиатром. Неудивительно поэтому, что Чехову в одном лишь произведении объемом 62 страницы удалось мимоходом, исподволь, на фоне основной фабулы «Скучной истории» изложить систему профессиональной культуры педагога, которой в последнее десятилетие 20 века было посвящено не одно диссертационное исследование.
Сюжет «Скучной истории» сравнительно прост. Старый профессор медицины, ясно осознающий надвигающуюся неизбежную развязку жизни, анализирует свои отношения с ближайшими родственниками и сослуживцами. Придерживаясь, как великий Ф. М. Достоевский, позиции «Каждый человек самоценен», Антон Павлович от лица профессора анализирует всех, не считаясь с социальным положением героя – от университетского швейцара до коллеги-прозектора.
Уже в самом начале описания университета (с. 272*) читаем: «Студент, настроение которого в большинстве создается обстановкой, на каждом шагу, там, где он учится, должен видеть перед собою только высокое, сильное, изящное… Храни его Бог от тощих деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых рваной клеенкой». Эти строки увидели свет в журнале «Северный вестник» в ноябре 1889 года. А мы сейчас пытаемся доказать роль образовательной среды в формировании личности на уровне диссертационных исследований!
Дальнейшие цитаты позволяют «отфильтровать» основные черты педагогической культуры личности.
1. «…мой прозектор Петр Игнатьевич, трудолюбивый, скромный, но бесталанный человек… Работает он с утра до ночи, читает массу, отлично помнит все прочитанное – и в этом отношении он не человек, а золото; в остальном же прочем – это ломовой конь… Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы: кругозор его тесен и резко ограничен специальностью» (с. 274)
2. «…Для пороха нужны фантазия, изобретательность, а у Петра Игнатьевича нет ничего подобного. Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник» (с. 275).
3. «Он уверен в самом себе, в своих препаратах, знает цель жизни и совершенно не знаком с сомнениями и разочарованиями, от которых седеют таланты. Рабское поклонение авторитетам и отсутствие потребности самостоятельно мыслить…» (с. 275).
4. «Я знаю, о чем буду читать…» (с. 276).
5. «Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению…» (с. 277).

В этих пяти небольших цитатах – квинтэссенция педагогической культуры преподавателя высшей и средней школы:
- профессионально-личностные качества;
- опыт творческой деятельности;
- педагогическая позиция;
- профессиональные знания;
- профессиональные умения.

В исследованиях кафедры общей педагогики Ростовского педагогического университета выявлены 136 характеристик педагогической культуры, но все они дифференцируются на 5 основных групп, укладывающихся в описанную выше пентаграмму.
Некоторые недалекие люди полагают, что в век всеобщей компьютеризации классическая литература ( а тем более «мещанская чеховская») устарели и не могут быть востребованы. Думается, что это глубоко ошибочная точка зрения. Чехов не устаревает. Чеховское творчество будет вечно востребованным, ибо оно пронизано психоанализом нашей сути. И верится, что как произведения Льва Толстого изучают и на занятиях литературой, и на уроках педагогики, так и наследие А. П. Чехова станет со временем достойно внимания не только литераторов, но и психологов и педагогов.

*Цитаты приводятся по 6-му тому Собрания сочинений в 12-ти томах. (М.: Художественная литература, 1955)

Создание сайта ® ЦГПБ имени А.П.Чехова, 2010-2024
Разработка и создание сайта
Яндекс.Метрика