Бойко
З. А.
Для Таганрога данная конференция – это особая веха в истории города, как и многие другие события вокруг Чехова в год его памяти. Многие еще помнят год 100-летия со дня рождения А. П. Чехова – 1960 год, когда в городе был всплеск творческих возможностей и свершений. Самый значительный, конечно, установка памятника А. П. Чехову. На гребне этих событий было много других. Вот одно из них – решение об открытии сектора нотно-музыкальной литературы в Центральной городской библиотеке в 1964 году, т.е. 40 лет назад. Появилась возможность говорить о музыкальном мире А. П. Чехова, его современников. А когда к 100-летию Центральной городской библиотеки в 1976 году музыканты и гости города получили в подарок отреставрированный Дом Чайковских с мемориальной доской и экспозицией о семье Чайковских и о дружбе писателя Чехова и композитора Чайковского, осуществилась мечта многих таганрожцев. Теперь в доме, где побывал П. И. Чайковский, живет…Музыка. Отдел нотно-музыкальной литературы, камерный концертный зал и мемориальная комната – такой комплекс уникален. Кроме библиотечно-информационной работы здесь поют, играют таганрожцы-музыканты и гости города. Побывали: Борис Штоколов, Ирина Богачева, Елена Образцова, все ростовские и таганрогские композиторы. С сентября по май проходят здесь «Музыкальные субботы». В каждом сезоне есть традиционные Чеховские дни (29 января и 15 июля), а также Недели музыки Чайковского (25 апреля по старому стилю или 7 мая по новому; 25 октября или 7 ноября).
Книга Е. Балабановича «Чехов и Чайковский» стала нашим путеводителем и помогла показать музыкальный мир А. П. Чехова от таганрогских истоков к столичным впечатлениям, к мелиховскому и ялтинским периодам. Везде, где поселялись Чеховы, звучала музыка, были музыкальные знакомства: с Николаем и Антоном Рубинштейнами, с Модестом (в 1887 г.) и Петром Ильичом (в 1889 г.) Чайковскими.
О дружбе Чехова и Чайковского многое известно. Таганрогу и здесь «повезло» - именно здесь в 1883 году поселился младший брат композитора Чайковского, морской офицер Ипполит Ильич Чайковский. Дом, который он взял в аренду, имеет необычную архитектуру и историю. К счастью, этот дом на самом краешке таганрогской земли, сохранился. Был реставрирован в 1975 году, тогда приезжали правнучатые племянницы композитора: Ксения Юрьевна Давыдова, Ирина Николаевна Алексеева-Чайковская, Ксения Николаевна Мамонова.
В Таганроге и сейчас есть живая связь с родственниками композитора. Здесь живут двоюродные правнучатые племянники Елена и Константин (близнецы) Терские и Варвара Михайловна Лаврова из рода Бирюковых-Дягилевых. Это наследники по линии тетки композитора – Олимпиады Петровны Чайковской-Антиповой. Две ее дочери вошли в родство – одна с братом Сергея Дягилева, а другая вышла замуж за Сергея Бирюкова. Варвара Михайловна со своим мужем, режиссером Сергеем Лавровым приехали в Чеховский театр Таганрога, и оба оставили заметный след в истории театра.
В Таганрог часто в гости приезжает из Клина еще один родственник – праправнучатый племянник композитора Лев Ефимович Давыдов (отчество исправлено ред. сайта со слов Терской Е. Н. из династии Чайковских-Давыдовых-Терских. По версии автора статьи - Лев Наумович Давыдов). Со всеми родственниками в Доме Чайковских состоялись встречи, есть фотографии, сохраняется переписка, так же как и с сотрудниками музеев городов Воткинска («малой родины») и Клина («последний дом»).
О многих музыкальных впечатлениях А. П. Чехова, о встречах с музыкантами-современниками мы успели рассказать за эти годы на «Музыкальных субботах». Музыкальная культура Таганрога частично отражена в учебном пособии, изданном Ростовским издательством «ГинГо» в 1999 г. Материал книги собран заведующей отделом нотно-музыкальной литературы Зинаидой Бойко; отредактирован читателем библиотеки, таганрожцем, ставшим профессором Академии педагогических и социальных наук В. С. Кукушиным. Материал о таганрогских музыкальных, театральных и других «впечатлениях бытия» будет представлен на страницах сборника материалов конференции.
Ипполит Ильич Чайковский родился 8 (20) апреля 1843 года в г. Воткинске (северный Урал). Он прожил 84 года (1927 г.) – долгая и трудная жизнь. Это четвертый ребенок в семье Ильи Петровича и Александры Андреевны. Эта удивительно гармоничная семья дала России 6 талантливых детей. Каждый из них по-своему служил Отечеству.
«Жемчужина семьи» - Петр, этот чуткий «стеклянный ребенок» с абсолютно музыкальным слухом. Но и все дети Чайковских росли в атмосфере особенной, так как отец сам страстно любил музыку, театр и сделал свой дом центром культурной жизни провинциального городка. Горный инженер по образованию, он хорошо играл на флейте. Александра Андреевна играла на фортепиано и пела. Воспоминания о родительском доме сохранились во многих письмах всех братьев Чайковских, также как и о русских народных песнях, которые звучали на «гульбищах». На Рождество в дом приходили «славельщики». Пели рукодельницы Во время посиделок, звучала музыка на свадьбах, ярмарках.
Первые жизненные эстетические впечатления всех детей семьи Чайковских сопровождали их в течение жизни. Наверное, поэтому все они - люди разных профессий – были не только любителями искусства, но сами создавали свои произведения в разных жанрах. Например, Ипполит – моряк по образованию, занимался изготовлением мебели, украшая ее резьбой. Природное художественное чутье позволило Ипполиту Ильичу сделать изображение Девы Марии очень похожее на то, которое он видел в детстве в родительском доме. Эта последняя его работа сохранилась и передана его дочерью Натальей Ипполитовной в музей г. Воткинска. Другая его работа «Бахус» передана его внучками в Таганрог.
Воткинск – общая «колыбель» для старших детей Чайковских: Николая, Александра, Петра, Ипполита. На семейной фотографии 1848 года все они – счастливые дети счастливых родителей, которым предстоят большие испытания.
Внимательно родители отнеслись к выбору профессий для своих детей. Мечта Ипполита о море родилась в сухопутном Воткинске, где на «железоделательном» заводе выплавлялись и якоря. Памятник-якорь до сих пор стоит на том же месте, где видели его дети Чайковских.
В сентябре 1854 года 11-летний мальчик был определен пенсионером в Морской кадетский корпус, где система воспитания была жесткой: наказание розгами были обычным явлением. Одно из его воспоминаний приведено в «Историческом вестнике».
Весной 1863 г. Ипполит Ильич Чайковский участвовал в походе Балтийской эскадры русского флота под командованием адмирала С. С. Лесовского.
20-летний мичман И. И. Чайковский много рассказывал потом об этом опасном и политически важном походе. О драматических трудностях этого же двухмесячного пути написал позже Н. А. Римский-Корсаков, который также закончил Морской корпус и был в чине гардемарина на клипере «Алмаз», входившем в состав эскадры. Можно представить волнение семей многих моряков, в том числе и семьи Чайковских, узнавших из газет обо всех опасностях. Лишь на 67-й день пути, похоронив в море немало людей, Балтийская эскадра оказалась в Нью-Йоркской гавани.
С мая 1867 г. мичман И. И. Чайковский переводится на коммерческие суда Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и до 1883 г. работает и живет в Одессе.
В 1869 г. Ипполит Ильич женился на Софье Петровне Никоновой (1843-1920). Свадьба состоялась в Каменке. Петр Ильич был шафером.
В 1883 г. Ипполит Ильич Чайковский переезжает с семьей в Таганрог. Работает в Мореходных классах, сначала как один из членов комитета, а затем как председатель по заведыванию. Благодаря его знаниям, энергии, денежным средствам, которые были собраны по подписному листу, а также как плата за музыкальные вечера, которые проводили учащиеся, была начата постройка в 1889 г. учебного судна – парусника. Название сначала было дано «Святой Ипполит» (1892г.). В 1920 году оно было переименовано в «Ипполит Чайковский», до 1941 г. парусник ходил по Азовскому морю и Дону. Затонул в 1941 г.
В Таганрогском порту было отделение РОПиТ, агентом его служил Ипполит Ильич также в эти годы. Его сослуживцем был двоюродный брат А. П. Чехова – Георгий Митрофанович Чехов (1870-1943).
В 1889 и 1890 г.г. А. П. Чехов собирался побывать в Таганроге, но не получилось. В письме к Г. М. Чехову он пишет: «Милый Жоржик, прости, обманул тебя невольно. Помнится, я обещал приехать весной – но человек предполагает, а Бог располагает».
С 1866 г. в Таганроге был обустроен Морской бульвар, где расположили пушки XVIII века, якорь петровских времен. Это было любимое место отдыха таганрожцев. На его площадках играл духовой оркестр. Посетили и братья Чайковские эту достопримечательность, также как и «Сад для всех», который был в городе с 1878 года около маяка. «Дворец, где умер Александр I, очень меня заинтересовал… Ведь это окаменелая страница из возлюбленного моего «Русского архива», - читаем мы в письме П. И. Чайковского в 1886 г.
Среди учеников Мореходных классов был и Кравченко Владимир Семенович (1873-1904) – сын преподавателя русской словесности, инспектора Таганрогской мужской гимназии Семена Федоровича.
Закончив Мореходные классы, Кравченко потом продолжил образование в императорской военно-медицинской Академии. С 1897 г. служил на разных постах, участвовал в военных действиях в русско-японской кампании 1905 года, о чем впоследствии написал в книге «Через три океана». Эту книгу с дарственной надписью автор подарил Ипполиту Ильичу Чайковскому в 1925 году. Книгу сохранили внучки И. И. Чайковского: Ксения Николаевна Мамонова (1902-2000) и Ирина Николаевна Алексеева (1901) и подарили в Дом Чайковских в Таганрог в 1976 году.
В 1880-е годы в Таганроге было основано музыкально-драматическое общество – в ноябре 1883 г. В спектаклях этого общества начинал играть будущий артист А. Л. Вишневский. В феврале 1887 г. при обществе открылись Музыкальные классы. У истоков стояли Г. Молла и В. Сук. С августа состоялся прием учащихся.
Не мог И. И. Чайковский не знать об этом. Так же, как не мог не побывать в театре. Хотя 80-е годы были трудными в этом театре – уже не меценаты, а акционеры решают передать театр городу, а значит, коммерческие интересы становятся первыми. От итальянской оперы отказываются, т.к. нет прибыли.
В 1870-е годы в Таганроге пели примадонны, солистки итальянской оперы Одесского театра – Корсилия Кортези (сопрано) и Луиза Вичини (контральто). Их, возможно, слушал И. И. Чайковский в Одессе, а Антон Чехов – здесь же, в Таганроге. Видели, возможно, они и одних и тех же артистов: Фани Козловскую и ее сестру Ольгу, комика Востокова, опереточных артисток Ольгу Кольцову и Н. Полонскую.
В эти же годы (80-е) жила и работала в Таганроге семья Филевских. Возможно, знал И. И. Чайковский и преподавателей гимназии. Один из них – Павел Петрович Филевский (1856-1951) приехал в Таганрог с родителями в 1869 году. Отец служил в архиве Таганрогского окружного суда, до смерти в 1881 г. В этом же году выпускник историко-филологического факультета Харьковского университета, стипендиат городской управы, возвращается преподавателем истории в гимназию, которую окончил в 1876 году. Здесь он и работал до 1917 года, а после – в Таганрогской Мариинской женской гимназии.
Не мог не знать И. И. Чайковский о пребывании (с 1856 г.) в Таганроге поэта, драматурга, музыканта, общественного деятеля Н. В. Кукольника (1809-1868), так как остались многие свидетельства его деятельности. В том числе многолетняя (18 лет) история с домом (распродажа), который и строился с 1869 до 1878 г. Завещание Н. В. Кукольника о создании приюта для детей-сирот не было выполнено, но был долгий судебный процесс.
2-3 февраля в Таганрогском театре выступала балетная труппа Верони Вест.
В июне 1887 г. на сцене Таганрогского театра была труппа «Товарищество русских драматических актеров» с драмой А. Дюма «Дама с камелиями», где играла М. Г. Савина.
Таганрог был отправным пунктом, откуда уходил пароход в Константинополь с паломниками, желающими оттуда попасть в Иерусалим, чтобы поклониться гробу Господнему. В ожидании нужного парохода паломники селились в случайных местах. Чтобы облегчить их участь, Варвара Ищенко, простая женщина-таганроженка подарила Палестинскому обществу свой дом. Он находился на крутом берегу Воронцовского бульвара. В доме устроили приют и при нем часовню в саду. Ведал часовней до 1894 года Ипполит Ильич Чайковский. У Филевского в «Истории Таганрога» читаем: «благодаря усердию И. И. Чайковского собраны средства, украшением стала картина И. К. Айвазовского «Хождение по водам»» Сейчас на этом месте новый дом. Но часть дома-приюта сохранилась.
Сохранился и дом на улице Греческой, в котором поселился с семьей Ипполит Ильич. Дом этот – необычной архитектуры, дом с мезонином, балконом, башней, уютный и просторный – стал заветной гаванью для моряка. Стоящий на крутом берегу, рядом с любимой горожанами Депальдовской лестницей, дом напоминает корабль, плывущий через … годы.
Построенный в 70-е годы XIX века, дом был известен в городе. Антон Чехов знал этот дом, а из писем Г. М. Чехова – и о новом хозяине дома.
С 26 августа по 2 сентября 1884 года А. П. Чехов лечил в Таганроге дядю Митрофана Егоровича. Останавливался в гостинице «Европейской», беседовал там с журналистом А. Б. Тараховским.
Недалеко от улицы Греческой находился собор Успенский, звон колоколов которого был слышен по всей округе. А. П. Чехов, приехавший в очередной раз погостить в родные края в 1887 году, писал: «жду колокольного звона…». В этом соборе крестили А. П. Чехова. Бывал, наверное, здесь и И. И. Чайковский с семьей.
С 4 апреля по 15 мая 1887 года А. П. Чехов гостил у дяди Митрофана Егоровича, посещал знакомых, родственников, друзей, товарищей школьных лет, «изучал местную жизнь», совершил поездку по «Донской Швейцарии».
6 августа 1888 года по пути с Кавказа в Сумы, А. П. Чехов вновь заехал в Таганрог, но от длительной поездки так устал, что не смог навестить родных, но походил недалеко от вокзала.
Общеизвестно, какое впечатление произвело на Антона Чехова первое посещение городского театра в 1868 году. Конечно, и в 70-е, 80-е и 90-е годы в театре также шли разные спектакли. Возможно, на каких-то из них в 80-е и 90-е годы побывал И. И. Чайковский.
В родительском доме дети Чайковских имели счастье слышать музыку и в живом исполнении, и благодаря такому «чуду», как оркестрион, который «все слушали и ахали», по выражению Ильи Петровича. По словам самого Петра Ильича, - вспоминал Модест Ильич, - «звуки оркестрины были первым его сильным музыкальным впечатлением. Он не мог вдосталь наслушаться ею». Также, наверное, звуки оркестрины запомнились и маленькому Ипполиту. И, вспоминая детство, мечтал потом Ипполит о собственной оркестрине. И когда представился случай приобрести инструмент, моряк купил его. Он стоял в его доме по улице Греческой, в Таганроге, о котором Петр Ильич отозвался так: «очень хорош». Это было в марте 1886 года, когда композитор по дороге в Тифлис к брату Анатолию, остановился на 2 дня в Таганроге. «Был встречен Ипполитом и Соней. Живут они хорошо, почти роскошно… Ипполит катал меня на своем пароходе по морю, а в кабриолете – по городу и показал все достопримечательности… Ипполит все тот же: добр, ласков, мил, но по-прежнему, если еще не больше, это вулкан, ежеминутно готовый к извержению…»
В 1888 г. Петр Ильич снова посетил Таганрог. «…я гощу у брата Ипполита, которого не видел два года, так же как и жены его. Оба они несколько состарились за это время, и брат мой жалуется на разные недуги… Ипполит – у него все болит… Они очень обрадованы моим приездом и мне у них очень приятно… Дом, где они живут, мне очень нравится; из окон чудесный вид на море».
Ипполит Ильич и Софья Петровна поддерживали дружеские отношения почти со всеми музыкантами города. Многие из них были желанными гостями приветливого дома. Пример один – дружба с музыкантом Вячеславом Ивановичем Суком. О нем И. И. Чайковский пишет своему брату-композитору в 1887 г.: «Известный тебе талантливый дирижер г. Сук сделался другом нашего дома… Я чрезвычайно благодарен судьбе, что около меня есть такой талантливый музыкант как Сук, который обладает громаднейшею музыкальной памятью. Как жаль, что он до сих пор не имел случая с тобою лично познакомиться. Я глубоко убежден, что ты оценил бы его. Прелестный скрипач, вместе с тем он владеет фортепиано, как пианист. Мне помнится, что ты говорил мне, что видел его, как он дирижировал оперою в Харькове, и остался им доволен и, что, узнавая о нем, тебе сказали, что он человек тяжелого характера. Все это чистейший вымысел, а вероятнее всего очернили его из зависти. Я глубоко уверен, что ты любишь его.
Бедный Сук, не имея средств, предпочел выжидать в Таганроге лучшего образа жизни. Здесь он имеет достаточно скрипичных уроков и этим живет в надежде, что когда-нибудь он будет оценен как хороший дирижер и будет приглашен управлять оперными оркестрами. В этом никто более как ты можешь ему пособить, если порекомендуешь его. Прости, что все письмо заключается о Суке, но о таком славном молодом человеке мне очень хотелось тебе сказать, а главное, разубедить распущенное о нем недоброе мнение, что он дурного характера».
Петр Ильич познакомился с В. И. Суком и немало сделал для признания его дарования.
В гости к брату Ипполиту Ильичу Чайковскому приезжали в Таганрог два его брата: старший и знаменитый Петр Ильич – композитор, музыкант (побывал в 1886, 1888 и 1890 годах) и один из младших братьев-близнецов – Анатолий Ильич (был в 1887 году).
А с Модестом Ильичом Чайковским в Петербурге познакомился Антон Павлович Чехов в 1887 г., а позже, в 1889 г., и с Петром Ильичом. Еще до личного знакомства возникло уважение и интерес к творчеству каждого, к личности, к служебной деятельности, успехам или трудностям житейским.
Таганрог в жизни, в трудовой и служебной деятельности братьев Чеховых и братьев Чайковских оказался очень важным городом. Много общих знакомых среди музыкантов было у каждого из них, в том числе таганрожцев. Так, именно у Ипполита Ильича Чайковского познакомились с Петром Ильичом таганрожцы-музыканты: Николай Авьерино, В. И. Сук, М. С. Маврокордато, которых знал А. П. Чехов. Скрипач А. Д. Бродский, исполнивший впервые Первый концерт для скрипки с оркестром П. И. Чайковского в 1882 году, родился в Таганроге, был знаком со многими деятелями русской культуры, имел международные творческие связи. Он выступал и в Одессе в феврале 1871 г. – отзыв был в «Азовском вестнике» очень восторженным, так же как и у публики. Среди слушателей, возможно, был и Ипполит Ильич.
Таким образом, тесные узы связывали А. П. Чехова с его родным городом, многие общие знакомые были у семьи Чеховых и у семьи Чайковских. В 80-е годы XIX века именно в Таганроге они ходили по одним и тем же улицам, знали все его достопримечательности, слушали музыку, звуки города и моря еще не знакомые лично Чехов и Чайковский. Еще не подружились, не сотрудничали, но все шло рядом, и, как оказалось, не только в жизни, в творчестве, но в истории русского и всемирного искусства.
Более 30 лет: с 60-х (1863) до 90-х (1895) годов в музыкальной жизни связаны с именем Г. В. Мола (1842-1894). О нем в городе знали все, так как его деятельность педагога, дирижера была столь яркой и кипучей, что о ней помнят до сих пор. Воспоминания С. Я Майкапара (1867-1938), который тоже жил в эти годы в Таганроге (в 1874-1884 г.г. он учился в гимназии и брал уроки музыки у Г. Молла), убеждают, что «музыку любили и среди «высших» кругов… в домах культивировалось не только сольное исполнение, но и камерная музыка…»
Еще одно имя, конечно, было знакомо И. И. Чайковскому. Ахиллес Николаевич Алфераки (1846-1919) после обучения в Московском университете вернулся в Таганрог в конце 70-х годов. К этому времени он уже автор 2 опер, многих романсов, пьес, изданных в Москве, Петербурге, Лейпциге. С 1880 по 1888 год он – «голова городской управы», совмещающий и работу в музыкально-драматическом обществе. Это – годы расцвета этого общества; концерты оркестра благотворительные и пользуются вниманием у горожан, звучат в саду и в доме Алфераки.
История знакомства П. И. Чайковского с Чеховыми хорошо известна. Взаимное уважение к творчеству и личности, планы сотрудничества – все это свидетельства общности интересов, душевной и творческой близости двух великих современников в будущем, а тогда – добрых друзей. Об одной из встреч П. И. Чайковского с семьей Чеховых в Москве на Садово-Кудринской написал младший брат Михаил Павлович в Таганрог двоюродному брату Георгию Митрофановичу в октябре 1889 г.: «Был у нас третьего дня в гостях П. И. Чайковский, автор «Евгения Онегина». Ну что за милый человек! Такой приветливый, добрый».
Такие же многочисленные отзывы в письмах братьев Чайковских о таланте А. П. Чехова, его произведениях, которые они читали и смотрели в театре. Так, 15 мая 1891 г. на сцене Таганрогского театра поставлен водевиль А. П. Чехова «Медведь».
23 апреля 1892 г. состоялся концерт шведской певицы Альмы Фострем, примадонны оперы Ковент-Гарден (Лондон) и Метрополитен (Нью-Йорк).
1892 г. – построенное судно «Св. Ипполит» было спущено на воду, что стало событием и в семье Чайковских, и в истории города.
В 1893 году Ипполит Ильич Чайковский переехал в Петербург, где также служил агентом РОПиТ до 1900 г. Вышел в отставку генерал-майором от адмиралтейства, возглавил пароходную компанию «Надежда». Был председателем попечительского комитета училища судовых механиков имени Петра I.
С 1913 по 1919 г.г. жил в Москве, работал в правлении Московско-Казанской железной дороги. В 1919 г. уехал в Клин, где уже был музей П. И. Чайковского. Здесь он работал сначала заведующим хозяйством музея, а затем с 1922 г. – ученым секретарем. Похоронен в 1927 г. в Клину. За годы работы в музее проделал кропотливую работу по изданию дневников композитора в 1923 году.
Его дочь – Наталья Ипполитовна (1876-1970) продолжила традицию помогать музеям, работающим с наследием композитора. Ее связи с музеями городов Воткинска, Клина, Ростова-на-Дону, Таганрога – факт, достойный памяти потомков.
Также понимали значимость сохранения исторической памяти и ее дочери – Ксения Николаевна Мамонова и Ирина Николаевна Алексеева, участвовавшие во всех событиях, связанных с увековечиванием памяти семьи Чайковских. Они – внучатые племянницы композитора также, как и другие родственники, внесли свой вклад в историю отечественной культуры.
Николай Алексеевич Некрасов сказал:
«Подумаешь, право, что в России везде, кроме столиц, люди спят
и рта открыть не умеют, двух мыслей не свяжут, особенно на бумаге.
А между тем, это вовсе не правда. И в провинциях-то и живут люди рас-
суждающие, интересующиеся наукой и литературой, с любовью следящие
за своевременным направлением мысли. В провинции-то обыкновенно и
развиваются дельные, крепкие люди; оттуда-то и наезжают они в столицы
с жаждой знаний и труда, со свежими силами, с любовью к делу…»
Такими были и Чехов, и Чайковский, и многие тысячи талантливых людей, прославивших Россию, ее науку и искусство.