Высказывания
о Чехове
(Горький,
Толстой, Станиславский и др.)
«Бесспорное, подлинно народное творчество великого русского писателя-реалиста Антона Павловича Чехова всегда будет служить для нас, иностранных писателей, лучшим примером».
«Степь»
«Прелесть! Ведь это же настоящая, настоящая степь! Прямо дышишь степью, когда читаешь».
из кн. А. П. Чехов в воспоминаниях современников.-1960. с. 130/
«Чехов пользуется на Востоке огромной любовью. Своеобразная манера письма Чехова оказалась на редкость близкой вкусам нашего читателя: ибо хотя Чехов стихов не писал, все же он – подлинный поэт, рассказы и пьесы его – поэзия. Влияние Чехова на новую литературу и искусство Китая поистине огромно…»
ученый и общественный деятель/
«В течение последних двадцати лет самым могучим магнитом для молодых писателей многих стран был Чехов…»
В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…».
По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» 1900г./
«Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов».
«Сколько дивных минут прожил я над вашими книгами, сколько раз плакал над ними:
«… каждый новый рассказ Чехова всё усиливает одну глубоко ценную и нужную ноту – ноту бодрости и любви к жизни».
«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл».
«…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…»
Переписка. Статьи. Высказывания.- М., 1951. с. 122-123/
«… ярко горят умы Великой красы и силы, сердца истинных художников».
«Я хотел бы объясниться Вам в искреннейшей горячей любви, кою безответно питаю я Вам со времен младых ногтей моих, я хотел бы выразить мой восторг перед удивительным талантом Вашим…, в русской литературе ещё не было новеллиста, подобного Вам, а теперь Вы у нас самая ценная и крупная фигура», -
«Чехов …величайший мастер слова, уничтожающий критик буржуазно-помещичьего общества, в котором он жил».
«Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить…»
«Чехов – могучий ваятель. Чем Чехов повлиял на меня? Я пока не знаю, но всегда чувствовал постоянное и благодеятельное, если так можно выразиться, излучение его книг».
«Чехов… был настроен жгуче протестантски к своему кошмарному времени».
«Скучная история» А. П. Чехова
«…это совершенно необыкновенная вещь, во всей литературе не сыскать ничего похожего на нее, - такая она печальная и странная. Эта история, именующая себя «скучной», а на самом деле потрясающая, удивительна своим глубочайшим проникновением в психологию».
«Из-за привычной обывателю фигуры ничем недовольного нытика, ходатая перед обществом за «смешных» людей, Чехов – «Певца сумерек» выступают линии другого Чехова – сильного веселого художника слова».
«Вишневый сад» как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведением Чехова».
«Дружественно и тесно сблизились их жизни [Чехова и Художественного театра] для того, чтобы создать в искусстве движение, которое не может остаться забытым в истории русского сценического творчества».
«Искусство Чехова – искусство художественной свободы и художественной правды».
«Он был искренен и говорил и писал только так, как чувствовал.
Он был глубоко добросовестен и говорил и писал только о том, что знал крепко» (об А. П. Чехове)
«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…
…Читая Чехова, становится стыдно позировать. Чехов своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение.
В наше время героических требований к личности Чехов, яркий представитель нашего русского родного дома, каждому претенденту на героя может служить проверкой: действительно ли ты цвет или пустоцвет».
«Чеховский дом в Ялте дает живое представление о личности большого русского писателя… Мир вещей, составляющий его домашнюю обстановку, свидетельствует о том, что жил здесь человек «ясный умственно, чистый нравственно и опрятный физически».
«Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, какого мне только приходилось видеть. Он бодро, всегда оживленно, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни».
«Глава о Чехове ещё не кончена, её ещё не прочли, как следует, не вникли в её сущность и преждевременно закрыли книгу.
Пусть её раскроют вновь, изучат и дочтут до конца».
«Пусть для зрителей его пьесы – печальная страница прошлого, но для нас, артистов, передающих их на сцене, это страница будущего, олицетворение вечного стремления к лучшей жизни. Других путей нет для постижения тайников души Чехова. Ощущение правды реальной жизни в настоящем и искренняя вера в идеальную мечту, в будущее – вот ключи к потайным дверям творческого сверхсознания в его произведениях»
«Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы».
из кн. «Моя жизнь в искусстве/
«Чеховские мечты о будущей жизни говорят, о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться в поте лица, страдать».
«Главное, он был постоянно искренен, а это великое достоинство писателя, а благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые формы писания».
«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».
«Чехов – это Пушкин в прозе»
«… Чехов – истинный художник: его можно перечитывать несколько раз».
«Чехова, как художника нельзя даже сравнивать с прежними русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мной. У Чехова своя особенная манера, как у импрессионистов. Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого, как будто, отношения эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь и, в общем, получается цельное впечатление: перед вами яркая, неотразимая картина природы. И вот ещё наивернейший признак, что Чехов истинный художник: его можно перечитывать несколько раз…».
«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».
«Я его очень люблю… Большой художник. Но все-таки это мозаика, тут нет руководящей идеи».
«Широкая известность Чехова среди всех народов мира наполняет нас отрадой и гордостью за русскую литературу, за нашего Чехова».
«Имеете ли Вы понятие о новом большом русском литературном таланте, Чехове?... По-моему, это будущий столп нашей словесности».
Из письма е. Ю. П. Шпажинской, 1889/
«Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком, что только два глаза, а не тысяча глаз с такою нечеловеческой зоркостью подсмотрели, запомнили и запечатлели навек все это множество жестов, походок, улыбок, физиономий, одежд и что не тысяча сердец, а всего лишь одно вместило в себе боли и радости этой громады людей.
«Чтобы правильно определить положение Чехова, нужно найти термин, равнозначный мудрецу и святому»
- «На меня влияют все хорошие писатели. Каждый по-своему хорош. Вот, например, Чехов. Казалось бы, что общего между мной и Чеховым? Однако и Чехов влияет. И вся беда моя и многих других в том, что влияют еще на нас мало. Чехов никогда не выпускал полуфабрикатов. И брака у него не найдешь».