Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход

Наследие его жизни

На встречу в литературный салон старшеклассников
Приглашает главный библиограф ЦГДБ имени М.Горького
г. Таганрога Светлана Яковлевна Землянухина

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Три Ведущие, Чехов, Наталья Степановна.

ВЕДУЩАЯ (1): Добрый день. Я рада, что вы изыскали возможность посетить наш салон в день рождения Антона Павловича Чехова...

(Входит актер, исполняющий роль А. П. Чехова. Ведущая подходит к нему)

ВЕДУЩАЯ (1): Антон Павлович! Как мы признательны вам за столь неожиданный визит!
ЧЕХОВ: Вообще – то я не Антон Павлович… Я – актер, влюбленный в Чехова и мечтающий воплотить его образ на сцене.
ВЕДУЩАЯ (1): Вы очень похожи на Чехова, и не только внешне.
ЧЕХОВ: Приятно слышать. Я с удовольствием сыграю роль, если вы не против. Располагайте мною, господа.
ВЕДУЩАЯ (1) ( садится за столик): Антон Павлович, вы так много можете поведать нам о жизни Таганрога прошлого столетия! Приготовьтесь, мы зададим вам массу вопросов. И начнет…( представляет вторую Ведущую).
ВЕДУЩАЯ (2): Я начну со слов благодарности. Антон Павлович так много сделал для Таганрога! Благодаря ему город имеет такой прекрасный памятник своему основателю Петру !, что «о лучшем даже мечтать нельзя». А публичная библиотека и краеведческий музей!..
ЧЕХОВ: Мой скромный вклад в историю города явно преувеличен. Но и сегодня я могу повторить строки из моего письма: «Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что только для Таганрога из меня можно сделать».
ВЕДУЩАЯ (3): Мне, как библиографу, хотелось бы напомнить о книге И. И. Бондаренко «Следы его жизни», в 1997 году удостоенной областной литературной премии имени А.П. Чехова. Это воспоминания земляков о писателе, из этого сборника мы узнаем, какие еще добрые дела творил А.П. Чехов в Таганроге.

Вот, например, в городе был приют для бездомных граждан. Чехов увидел, что старики находятся в одном помещении с мертвыми – не было часовни,
в которой могли бы покоиться до погребения умершие. Денег на часовню в управе не было. Тогда Антон Павлович предложил провести сбор добровольных взносов по подписному листу. Тут же достал лист, оформил заголовок и написал: «А. Чехов – 25 рублей». Первый же, к кому он приехал с подписным листом, богатый рыбопромышленник Рогачев подписал: «На доброе дело – 500 рублей». Магическое имя «Чехов» оказывало удивительное действие: все именитые богачи подписывали на большие суммы. Так Антон Павлович собрал более двух тысяч рублей, и часовня была построена.
ВЕДУЩАЯ (2): Но первой заботой Чехова было просвещение. Знаете ли вы, почему четырехклассное мещанское училище в Таганроге было названо Чеховским? В главе «Записки мещанского старосты» Афанасий Федосеевич Аргиропуло пишет, что в городе была единственная двуклассная школа для детей беднейших граждан. Афанасий Федосеевич хотел расширить существующую школу, более двух лет хлопотал перед министерством народного просвещения, но все безрезультатно. В 1899 г. в Таганрог приехал Чехов, и Аргиропуло рискнул обратиться к нему за содействием. Чехов внимательно выслушал, похвалил за начинание и обещал помочь. Уже через несколько месяцев пришло разрешение на преобразование двухклассной школы в четырехклассное училище. Было получено даже ассигнование на постройку нового школьного здания. Штат учителей министерство взяло на свое обеспечение. Это позволило мещанскому обществу сделать образование бесплатным и даже выдавать детям обувь и верхнюю одежду. Общество долго добивалось разрешения на присвоение училищу имени А. П. Чехова, но только после его смерти было позволено назвать училище Чеховским.
ВЕДУЩАЯ (1): Здесь уместно напомнить о завещании Антона Павловича: «После моей смерти и смерти матери все, что окажется, кроме дохода пьес, поступает в распоряжение Таганрогского городского управления на нужды народного образования, доходы же с пьес – брату Ивану, - после его, Ивана, смерти, - Таганрогскому управлению на те же нужды по народному образованию».
ВЕДУЩАЯ (2): Обратите внимание, что все свои доходы Чехов завещает городскому управлению на нужды по народному образованию. Почему вы хотели поддержать именно образование?
ЧЕХОВ: Таганрог мы любим, но заметьте, как он был «грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен». Не было ни одной грамотной вывески – вспомните хотя бы «Трактир Расея». Именно грамотность в корне изменила жизнь. Теперь в городе университет, институт, прекрасные библиотеки, музеи. Но есть и еще одна причина: это благодарность родному городу за полученное мною университетское образование. Таганрогская гимназия давала право для поступления без экзаменов в любое высшее учебное заведение и, таким образом, открывала двери и мне, Антону Чехову. Более того, я не смог бы дальше учиться, если бы Таганрогская городская дума не предоставила бы мне стипендии в размере 25 рублей в месяц для получения образования в столичном университете.
ВЕДУЩАЯ (3): Антон Павлович, вы любите родной город, но и смеетесь над его пороками. Жители Таганрога стали прототипами многих ваших рассказов. Но почему вы чаще называете Таганрог не собственным именем, а городом С. или Н.?
ЧЕХОВ: Таких персонажей, как Ионыч, Хамелеон, Овсов, Толстый и Тонкий, можно встретить в любом уездном городе. Но в двух рассказах – «Счастье» и «В рождественскую ночь» – я привожу полное название родного города, потому что их сюжеты очень характерны для Таганрога. Вот, например, рассказ «В рождественскую ночь»…
ВЕДУЩАЯ (1): Расскажите, Антон Павлович, нам так интересно!
ЧЕХОВ : Ну что ж. История весьма поучительна. Это случилось в рождественскую ночь…(Кратко пересказывает рассказ).
ВЕДУЩАЯ (1): Спасибо. Всего несколько страниц, а какая глубина человеческих чувств! Хочется помолчать и просто послушать музыку, мягкую и задушевную.
(Звучит музыка П. И. Чайковского)
ВЕДУЩАЯ (1): Прозвучала музыка П. И. Чайковского. Как прекрасно, что в день рождения Антона Павловича звучит музыка его самого любимого композитора.
ЧЕХОВ: Благодарю вас.
ВЕДУЩАЯ (2): Антон Павлович, Вы прожили в Таганроге 19 лет. Ваш брат, Михаил Павлович, вспоминает: «Сколько знаю, Антон, будучи учеником седьмого и восьмого классов, очень любил ухаживать за гимназистками и, как рассказывал своим братьям, его романы были всегда жизнерадостны».
Так в кого же из таганрогских барышень Вы были влюблены?
ЧЕХОВ: Простите, я уж и не знаю. Конечно же, таганрогские барышни так очаровательны, что в них просто невозможно не влюбиться. (Под музыку). Ах, как хорошо было в городском саду, особенно на гимназической аллее, одном из самых поэтических уголков: «Воздух полон запахов, пахнет сиренью, розой, солнце светит, поет соловей… На скамеечке, под широкой акацией, сидит гимназист в новеньком мундирчике и с усиками. Возле него хорошенькая барышня. Гимназист держит ее за руку, дрожит, бледнеет, краснеет и шепчет слова любви:
-О! Я люблю Вас! О, если бы Вы знали, как я люблю Вас!
-И я люблю! – шепчет она.
Гимназист берет ее за талию. Она томно опускает глазки. Его губы тянутся к ее розовым губкам… Соловей поет еще громче…
(Музыка резко обрывается).
-Идите в класс! – раздается дребезжащий тенор над головою гимназиста. Гимназист поднимает голову, и с его головы сваливается кепи. Перед ним инспектор…»
ВЕДУЩАЯ (1): Уважаемые гости, вы узнали отрывок из рассказа «И то и се»?
ВЕДУЩАЯ (2): Антон Павлович, а еще Вы были влюблены в Лизочку…
ЧЕХОВ: Весьма любопытно. Но, простите, как Вы об этом узнали?
ВЕДУЩАЯ (2): Из рассказа И. И. Бондаренко «Первоисточники». Вот послушайте: «На Новый год в актовом зале гимназии был объявлен концерт-бал. Гимназисты следили за порядком, усаживали гостей. Антону досталось дежурить в нарядном вестибюле. Когда концерт кончился, на возвышение поднялся военный духовой оркестр. Капельмейстер взмахнул палочкой – и понеслись звуки долгожданного вальса. (Звучит музыка).Антоша вошел в зал. Первый вальс. Он знал, что вальс исполняет гладко, плавно, головокружительно хорошо. Среди приятелей поговаривали, что Антон будет танцевать первый вальс с Верочкой, но он заметно хмурился и отмалчивался. Только себе мог признаться, что по душе молчаливая Лизочка, но ведь с ней он не был знаком. Гости стояли плотной стеной. Антон огляделся: рядом стояла Лиза. На ней было форменное гимназическое платье. В густой косе притаилась голубая ленточка. Робея, пригласил барышню на танец – первый вальс в своей жизни. Лиза поплыла легко и спокойно, приветливо улыбаясь. Антон кружил свою даму безостановочно. У него пылало лицо, он с восхищением глядел на милую Лизу. А волнующие звуки вальса мчали его нежную спутницу все дальше, все вперед и вперед. Трубы, кларнеты старались вовсю. И Антон все мчался и мчался. В эти счастливые минуты он забыл все неприятности. (Музыка звучит тише и умолкает). Наконец. Вальс перешел в медленный финал и затих. Антон благодарно взглянул на раскрасневшуюся Лизу, бережно усадил ее в кресло и, смущенный, удалился. Больше не подходил в этот вечер – стеснялся».
ЧЕХОВ: Что ж, признаюсь, милые барышни и юноши, что больше всех я любил Кисочку. Кисочка – маленькая, худенькая гимназисточка. Но что за прелесть девочка! Хрупкая, легкая, - кажется, дуньте на нее, и она улетит, как пух, под самые небеса, ручки маленькие, волосы длинные, одним словом, с точки зрения гимназиста. Красота неописанная. Я влюблен был в нее – во как! Ночей не спал, стихи писал. Бывало, по вечерам она сидела в городском саду на скамье, а мы, гимназисты, толпились около нее и благоговейно созерцали… В ответ на наши комплименты она жмурилась и кротко улыбалась, и в это время ужасно походила на маленького хорошенького котеночка – отсюда прозвище Кисочка. Кисочка вышла замуж за богатого, но грубого человека, стала Натальей Степановной…
ВЕДУЩАЯ (1): Мы вновь встретились с ней, уже Натальей Стьепановной, на страницах повести «Огни».
«…В один из вечеров инженер Ананьев поехал в так называемый Карантин. Это небольшая рощица, ныне Приморский парк. Отпустив извозчика, он первым делом направился к небольшой каменной беседке. Ее построили для Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Беседка стояла на краю берега, над самой кручей, и с нее отлично было видно море. (Под музыку входит актриса, играющая Наталью Степановну).В беседку вошла молодая, миловидная женщина с непокрытой белокурой головой. Одета по-домашнему, но модно и со вкусом, как вообще одеваются в Н. Все интеллигентные барыни. Ананьев со своей столичной физиономией не возбудил в ней даже простого любопытства».
ЧЕХОВ: Сударыня, позвольте вас спросить, в котором часу уходят отсюда в город линейки?
НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА: Кажется, в десять или в одиннадцать… (Осматривается). Послушайте, а Вы не Ананьев?
ЧЕХОВ: Да, я Ананьев.
НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА: А меня не узнаете, нет?
ЧЕХОВ: Простите, сударыня, что сразу не узнал. Но эта ваша кроткая улыбка… Вы кисочка?
НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА: Как рада вас видеть! И какие вы все молодцы! Из всего вашего выпуска нет ни одного неудачника. Вы инженер, другой доктор, третий учитель, четвертый, говорят, знаменитый певец в Петербурге. Все, все вы молодцы! Ах, как это хорошо!
ЧЕХОВ: Помните, Наталья Степановна, как я однажды в саду поднес Вам букет с записочкой? Вы прочли мою записочку, и по Вашему лицу разлилось такое недоумение…
НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА: Нет, я этого не помню. А вот помню, как вы из-за меня хотели вызвать Флоренса на дуэль…
ЧЕХОВ: Ну, а я этого, представьте, не помню…
НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА: Да, что было, то прошло… Когда-то я у вас была божком. А теперь наступила моя очередь глядеть на всех вас снизу вверх. Пойдемте ко мне чай пить. Я дома одна. Муж всегда в городе и возвращается только ночью… (Звучит грустная мелодия).
ЧЕХОВ: Скажите, Кисочка. Что поделалось с здешним прекрасным полом? Прежде все были такие нравственные, добродетельные, а теперь, помилуйте, про кого не спросишь, про всех говорят такое, что просто за человека страшно… Одна барыня с офицером сбежала, другая уехала от мужа с актером, четвертая ушла к офицеру. Целая эпидемия. Этак в городе не останется ни одной молодой жены!
НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА: Все это правда. С актером уехала от мужа моя двоюродная сестра Соня. Конечно, это нехорошо. Каждый человек должен терпеть то, что ему от судьбы положено, но я не осуждаю их и не виню. У нас интеллигентным девушкам и женщинам решительно некуда деваться. Надо выходить замуж. А за кого прикажите? Вы, мальчики, кончаете курс в гимназии и уезжаете в университет, чтобы больше никогда не возвращаться в родной город, и женитесь в столицах. За кого же нам прикажите выходить? Женщина образованная, воспитанная живет с глупым, тяжелым человеком, встретится ей какой-нибудь интеллигентный человек, актер или доктор, полюбит, станет ей невыносима жизнь, она и бежит от мужа. Все смеются над Соней за то, что бежала с актером, а если б заглянули ей в душу, то не смеялись бы.
ЧЕХОВ: Наталья Степановна, простите, но мне пора. Был рад повидать вас.
НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА: Вероятно, мы больше никогда не увидимся… Ну дай Бог вам всего хорошего. Спасибо вам!
(Звучит музыка П. И. Чайковского.)
ВЕДУЩАЯ(1): Как хорошо, что прозвучала музыка и немного рассеяла нашу грусть от свидания с прошлым Таганрога.
ВЕДУЩАЯ(2): Антон Павлович, в рассказе «Красавицы» мы прочитали, что вы, будучи гимназистом VI класса, влюбились в армянскую девушку Машеньку.
ЧЕХОВ ( под тихую, грустную музыку): Да, да, вы правы. Как она была обворожительна! Взглянул в лицо девушки, подававшей мне чай, и почувствовал, что точно ветер пробежал по моей душе и сдунул с нее мрачные впечатления дня с их скукой, пылью, жарой и мухами. Но чем чаще она со своей красотой мелькала у меня перед глазами, тем сильнее становилась моя грусть, что эта девочка не моя, что я для нее чужой и что ее красота, как все на земле, недолговечна. Вот такая красивая, но грустная история.
ВЕДУЩАЯ (1): Антон Павлович, вы не сердитесь на нас за эти расспросы?
ЧЕХОВ: Напротив, мне было приятно встретиться со своей юностью, вспомнить очаровательных барышень, пленивших мое сердце. Но смею заверить, что самая большая любовь – это Таганрог. «После Москвы я больше всего люблю Таганрог… Тянет сюда. Хоть на несколько дней я должен от времени до времени сюда приезжать…» И «куда бы я не поехал – Таганрога я не миную». А теперь позвольте откланяться. (Кланяется, уходит.)
ВЕДУЩАЯ(1): Мы не прощаемся с Антоном Павловичем, ведь его книги каждый день с нами. Хочется надеяться, что после сегодняшней встречи Чехов станет нам ближе, понятнее, роднее.
(Звучит музыка.)

Литература:
Чехов А. П. В рождественскую ночь. И то и се. Красавицы: Рассказы. Огни: Повесть. – Любое изд.
Чехов А. П. Письма. - Любое изд.
Бондаренко И. . Следы его жизни: Книга о Чехове. – Ростов н/Д.: Ростовское книжное изд-во, 1992.

Создание сайта ® ЦГПБ имени А.П.Чехова, 2010-2024
Разработка и создание сайта
Яндекс.Метрика