Чехов и Таганрог
Страница первая
«После Москвы я больше всего
люблю Таганрог»
А. П. Чехов.
Звучит фрагмент из 2 концерта С. Рахманинова
1 концерта С. Рахманинова
Чтец: Над зеркальной гладью залива
Ты стоишь в изумрудных садах,
Город Чехова, город счастливый,
Не подвластный суровым годам.
Чтец: В нашем городе все дышит Чеховым и все напоминает о нем: домик, где он
родился, школа, в которой он учился, улицы, по которым он ходил…
Чтец: В тесненных строках на виду
Поблескивают даты:
«Вот здесь учился он в году…»
«Он здесь бывал когда-то…»
Чтец: И ждешь: он встретится с тобой
Вот так случайно, сразу,
Не тот, что с хмурою тоской
Глядит с портрета Браза,
А просто – юноша, что рос
Веселым и вихрастым,
В степи не прятался от гроз,
Купался в море часто.
Чтец: Любовь к Чехову, Чехову – писателю и человеку, не убывает с годами, напротив,
разливается все шире и шире. Но кто бы и где бы ни заговорил о Чехове, всегда
вспоминаются строки его биографии. А они здесь - в Таганроге.
Звучит музыка : Шопен. Ноктюрн № 8. Ре-бемоль мажор
Чтец: 29 января 1860 года, 140 лет назад, в Таганроге, на Полицейской улице (ныне ул. А. П. Чехова) родился будущий великий русский писатель – А. П. Чехов.
Чтец: Если обратиться к детству Чехова, то убедишься, что все в сущности было сделано для того, чтобы заглушить в нем художественные склонности. Суровый Павел Егорович Чехов, отец будущего писателя, вышел из мелкой торговой среды, вел жестокую борьбу за существование своей многочисленной семьи. Он требовал от детей религиозности, безграничного послушания родителям. Считая торговлю самым надежным делом, он пытался приобщить к ней своих детей. Усталые и невыспавшиеся дети должны были отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчишками–учениками. Из-за частых дежурств Антон пропускал занятия в гимназии и дважды был оставлен на второй год.
Чтец: Я стою у прилавка
И не нужен мне гид,
Это Чеховых лавка,
Вон Антоша стоит.
В лавке пахнет селедкой,
Хмур у мальчика взгляд,
Пахнет мылом и водкой,
И иконы смердят.
А Антоша зевает,
Он не в силах терпеть,
А отец заставляет
По ночам псалмы петь.
Чтец: Павел Егорович был большим любителем церковного пения, он заставлял своих
детей часами выстаивать в церкви и участвовать в сценках. Созданный Павлом Егоровичем
собственный хор из добровольцев-любителей ходил по церквам и пел обедни, молебны,
вечерни и всенощные, нигде не взимая ни гроша за свой труд!
Чтец: В этом хоре альтом пел и Антоша. Тяжело приходилось бедному мальчику с плоховатым слухом и жиденьким голосом. Сколько слез было пролито на этих спевках!
Чтец: Несмотря на строгий и взыскательный нрав, Павел Егорович очень любил своих детей и стремился дать им всем среднее и высшее образование. Вышло так, что дети оправдали пусть не торговые, но жизненные надежды отца: один сын стал писателем и благодаря этой профессии – опорой всей семьи, другой – художником, третий – журналистом, четвертый – народным учителем, младший окончил юридический факультет университета, но посвятил свою жизнь литературе, дочь стала художницей. Антон Павлович любил повторять: «Таланты в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Чтец: Годы детства… У Чехова они были связаны со многими местами нашего города.
Знаменитая Каменная лестница, она была любимым местом отдыха юного Антона.
Еще ступень…
И вот то место,
Куда, сорвав весенний лист,
Еще России неизвестный
Спускался Чехов – гимназист,
Смотрел, как чайка пролетала,
Волну стараясь не задеть.
Она тогда еще не знала,
Что ей в бессмертие лететь.
Чтец: Здесь, в Таганроге, на глухой Елизаветинской улице, рядом с новым домом Чеховых, в маленьком флигельке жила когда-то и первая любовь писателя, девочка-гимназистка Ираида Савич.
Чтец: Но любовь эта проходила как-то странно, вспоминает младший брат Михаил: они вечно ссорились, говорили друг другу колкости и можно было со стороны подумать, что четырнадцатилетний Антоша был плохо воспитан.
Чтец: Однажды, в воскресенье, Ираида вышла из дома и направилась в церковь, такая нарядная, как бабочка. Антон в это время ставил самовар. Увидев девочку, он что-то сострил на ее счет, а она обозвала его мужиком. Тогда Антон схватил валявшийся на земле мешок из- под древесного угля и ударил им ее по соломенной шляпке. Пыль пошла как черное облако.
Чтец: А однажды, когда мечтательная Ираида написала в саду на заборе какие-то
трогательные стишки, Антон тут же ответил ей следующим четверостишием, написав
его мелом на том же заборе:
О, поэт заборный в юбке,
Оботри себе ты губки,
Чем стихи тебе писать,
Лучше в куколки играть
Так что талант писателя-юмориста пробудился у Чехова именно в Таганроге.
Чтец: В гимназии Чехов учился неровно. За сочинения по русскому языку дальше «тройки» не шел, но на выпускном экзамене за сочинение «Нет зла более, чем безначалие», он получил четверку. Учитель Стефановский обратил внимание педагогического персонала на необыкновенную литературную отделку и смысл сочинения ученика Антона Чехова.
Чтец: Интересно отметить, что учебу в гимназии Антон совмещал с занятиями на ремесленных курсах. Обучался он сапожно-портняжному ремеслу на «4» и «5». За время обучения на курсах (1873-1874) Антон сшил себе три пары брюк, жакет и жилет. Причем вещи, сшитые им самим, он надевал и в гимназию. От начальства ему постоянно влетало за несоблюдение формы. «Чехов, будете в карцере» - пригрозил ему как- то директор, увидев его в клетчатых панталонах. «Да у меня же брюки украли» – убедительно оправдывался находчивый Чехов. В гимназии же начались первые литературные опыты Чехова. Он участвовал в издании юмористического журнала «Заика».
Звучит «Колыбельная» С. Цинцадзе.
Чтец: Когда разорившаяся семья Чеховых переехала в Москву, Антон остался в Таганроге один как перст. Ему нужно было кончать курс седьмого класса гимназии и оберегать бывший дом семьи, пока в него не войдет новый хозяин.
Чтец: Три года Чехов жил в Таганроге один, не получая никакой материальной помощи. «Бедность мучила меня, как зубная боль» – говорил он позже об этом времени.
Чтец: 19 лет своей жизни провел Чехов в Таганроге. В августе 1879 года юный Чехов окончил курс Таганрогской гимназии и вскоре покинул Таганрог, испытывая противоречивые чувства: любя родной город и ненавидя бескрылую жизнь, которую вело большинство жителей.
Чтец: По приезду в Москву Чехов вскоре поступает в Московский университет на медицинский факультет. Но связь с родным городом продолжается. Из Таганрога Чехов ежемесячно получал стипендию в размере 25 рублей, которую учредило Таганрогское городское управление для одного из своих уроженцев, отправляющихся получить высшее образование.
Чтец: Но помощь из родного города не облегчала материальное положение семьи Чеховых в Москве, и Антон начал совмещать учебу с сотрудничеством в юмористических журналах. В марте 1880 года в одном из таких журналов - «Стрекоза» - появилось первое произведение А. П. Чехова - «Письмо ученому соседу». Так началась литературная деятельность нашего писателя-земляка.
Звучит музыка: П. И. Чайковский. Март. Песнь жаворонка.
Чтец: Все истоки творчества Чехова здесь, в Таганроге. Именно родной город
послужил для наблюдательного художника источником многих тем, мотивов, образов.
За годы жизни в Таганроге у будущего писателя накопилось множество разнообразных
впечатлений. Здесь он увидел колоритные фигуры чиновников, купцов, мещан и других
обывателей, ставших потом героями многих рассказов писателя.
Чтец: Впечатления о годах учебы в Таганрогской гимназии отражены в таких произведениях
как «Человек в футляре», «О драме», «Случай с классиком». Рассказ «Репетитор»
повествует о том периоде, когда Чехов, живя в Таганроге, вдали от семьи, был
вынужден самостоятельно добывать средства к существованию репетиторством.
На фоне тихого звучания музыки: С. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. До- минор, соч. 18.
Чтец: Родной город, его панорама встает перед нами в рассказе «Огни». «Поезд шел по берегу. Море было гладко, и в него весело и спокойно гляделось бирюзовое небо, почти наполовину выкрашенное в нежный золотисто-багряный закат. Кое-где на нем чернели рыбацкие лодочки и плоты. Город чистенький и красивый, как игрушка, стоял на высоком берегу и уже подергивался вечерним туманом». В рассказе упоминается и «темневший дубовый лес» – это те «дубки», которые по преданию посадил в Таганроге Петр 1. Устами героя рассказа «Огни» Ананьева, Чехов выражает свое отношение к Таганрогу: «Надо сказать, что в этом городе я родился и вырос, а потому нет ничего мудреного, что N. казался мне необыкновенно уютным, теплым, красивым… С грустью я прошелся мимо гимназии, в которой учился, с грустью погулял по очень знакомому городскому саду, сделав грустную попытку посмотреть поближе людей, которых не видел, но помнил…»
Чтец: Из Москвы Чехов изредка навещал родной город. А иногда подумывал о переезде туда на постоянное место жительства, особенно тогда, когда обострилась его болезнь. «Я кашляю. Если серьезно заболею, то придется полгода – год пожить на родине, т.е. в Таганроге, ибо воздух родины – самый здоровый воздух».
Чтец: Находясь вдали от родных мест, Чехов пристально следит за жизнью Таганрога, проявляет исключительную заботу о его культурном развитии. Он принимает деятельное участие в создании краеведческого музея. По просьбе земляков Чехов договаривается со знаменитым скульптором Антокольским об изготовлении для Таганрога памятника основателю города Петру 1, беспокоится о том, чтобы скульптура была доставлена из-за границы в полной сохранности.
Звучит музыка: Шопен. Ноктюрн №1 Соль минор, соч. 37. №1
Чтец: «Я счастлив, что могу быть хоть чем-нибудь полезен родному городу, которому многим обязан и к которому продолжаю питать теплое чувство…». «Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что только для Таганрога из меня можно сделать, отдаю себя в полное Ваше распоряжение", – писал он в своих письмах на Родину.
Чтец: Близка Москва и Мелихово мило,
Ласкала Ялта, Петербург пленил,
Но то, что в жизни колыбелью было,
За годы странствий Чехов не забыл.
Чтец: «Многие и долгие годы протекли с тех пор, как расстался я с родиной, но это не разъединило меня с ней, а напротив, чем дальше я от этих светлых и теплых воспоминаний, тем сильнее бьется сердце о родине: блеснет ли в жизни моей луч счастья и радости, нахмурится ли чело от скорби и горя, всегда Таганрог, Азовское море согревают и поддерживают меня».
Чтец: Имя А. П. Чехова неразрывно связано с библиотекой Таганрога. Еще в детстве Антон Чехов зачитывался в городской библиотеке романами Тургенева, Гончарова, Добролюбова, Писарева. Когда таганрогский гимназист стал большим писателем, он проявляет исключительную заботу о библиотеке родного города, печется о постройке специального здания библиотеки.
Чтец: До самой смерти Чехов неустанно хлопотал о пополнении библиотеки. Многие из книг он покупает в Москве, за границей и пересылает их в Таганрог за свой счет. В 1896 году он пожертвовал родному городу личную библиотеку, которую кропотливо собирал долгие годы. Чехов организует при библиотеке отдел литературы на иностранных языках. В письме к Иорданову, члену городской управы, заведующему библиотекой, Антон Павлович писал 9 марта 1898 года из Ниццы: «… чтобы положить начало иностранному отделению библиотеки, я купил всех французских классических писателей и на днях послал в Таганрог. Всего 70 авторов или 319 томов».
Чтец: В 1899 году А. П. Чехов избран попечителем библиотеки. В год смерти писателя городское управление ходатайствовало о наименовании библиотеки «Городскою общественною библиотекой имени А. П. Чехова». Ходатайство было удовлетворено Министерством внутренних дел 14 декабря 1904 года.
Чтец: В 1910 году, в честь 50-летия со дня рождения А. П. Чехова, было начато строительство нового здания библиотеки на средства, собранные от населения – 40 000 рублей, в том числе 1 631 руб. из средств А. П. Чехова. Здание строилось по проекту друга писателя Ф.О. Шехтеля, известного академика и архитектора.
Чтец: В декабре 1914 года, в десятую годовщину смерти А. П. Чехова, в Таганроге состоялось торжественное открытие новой библиотеки, на котором присутствовали сестра и два брата Антона Павловича. Библиотека имени А. П. Чехова была и будет самым святым памятником великому писателю.
Чтец: Еще один памятник писателю стоит в красивом зеленом сквере, это одно из любимых мест отдыха таганрожцев. Люди всех возрастов приходят сюда, чтобы еще и еще раз поклониться доброму другу и земляку за то, что сделал он для Таганрога. А между тем то, что сделано для родного города заваленным литературной работой, общественными делами и больным Чеховым, является гражданским подвигом великого писателя.
Чтец: А подвиг всегда живет в сердцах благородных людей. Разве можно забыть и не любить человека, писателя, герои произведений которого всегда призывали нас к жизни более совершенной, красивой, справедливой.
Чтец: Духовным завещанием мудрого человека являются многие мысли Чехова, мечты его героев. «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»,- писал Антон Павлович.
Чтец: «О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет
прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым,
свободным! А такая жизнь рано или поздно настанет». В словах героини последнего
рассказа Чехова «Невеста» мы слышим голос глубокой мечты писателя, его непоколебимую
веру в человека, в его будущее.
Чтец: Гордимся мы, что так сегодня властно
В наш быт желание Чехова вошло –
И люди наши подлинно прекрасны
Лицом, одеждой, мыслями, душой
И новый быт, и новый город строя,
Мы помним этот чеховский девиз
И принимаем тех его героев,
Кто помогает строить нашу жизнь!
Чтец: Если бы сегодня Антон Павлович смог вмести с нами пройти по улицам нашего города, взглянуть в лица людей, он бы понял, что от скучного, серого, бескрылого Таганрога не осталось и следа. Город живет именно той жизнью, о которой много лет мечтал писатель.
Чтец: Город - труженик. Город – боец. Город – заповедник! Как бы гордился сейчас тобой великий земляк!
Чтец: Плывут над морем звуки новых песен,
Сменив старинный колокольный звон,
В них наша гордость, что великий Чехов
Навеки поселился в городе родном!
Звучит музыка: П.И. Чайковский ( Фрагмент из 1-го концерта )
Чехов и музыка
Страница вторая
Старинная музыка!
Сколько в ней смысла, значения,
какие в ней веют надежды,
улыбки и сны!
/ В. Боков /
Чтец: Любовь к музыке зародилась у Чехова еще в детстве и юности. И в этом он во многом обязан родному городу, своей семье.
Чтец: Еще в детстве Чехов соприкоснулся со стихией народной песни. Народная песня звучала в Таганроге, значительную часть населения которого составляли всегда отличавшиеся музыкальностью украинцы. Да и в жилах самого писателя текла украинская кровь – бабушка Чехова со стороны отца была украинской крестьянкой.
Тихо звучит украинская музыка.
Чтец: Летом Чеховы всей семьей совершали далекие поездки в приазовскую степь, в гости к бабушке. Там в деревенской усадьбе слушали песни крестьян, таинственные степные шорохи, щебетанье птиц. Позднее голос степи, богатство ее звуков и красок было отражено в гениальной чеховской повести «Степь».
Чтец: Все – от цветка до туч и небосвода –
Колеблется, колеблемое звуком,
Все – музыка: и радости, и мука,
И мысль, и дух, и память, и природа.
Сочетание степных просторов, морской шири и высокого неба вызывало у юного Чехова
незабываемое чувство гармонии, красоты, свободы.
Чтец: Таганрог с давних времен пользовался репутацией музыкального города. Чехов так отозвался о своих земляках –таганрожцах: «они все музыкальны, одарены фантазией и остроумием, нервны, чувствительны». Слово «нервны» Чехов здесь, как и обычно, употребляет в значении «чутки». В сравнительно небольшом городе была итальянская опера. Таганрог в годы юности Чехова был крупным портом, через который шла торговля с заграницей. Местные купцы – миллионеры, среди которых преобладали итальянцы и греки, могли позволить себе роскошь приглашать в Таганрог на целые сезоны артистов – итальянцев.
Чтец: Чехов-гимназист, как и другие жители города страстно увлекался итальянской оперой. Репертуар оперных спектаклей, которые удавалось смотреть юноше в Таганрогском театре, был достаточно обширным. Он включал многие известные оперы итальянских композиторов: Беллини - «Пуритане» и «Норму», Россини – «Севильский цирюльник», Верди – «Трубадур», «Риголетто», «Бал-маскарад» и другие.
Звучит музыка Верди или Россини.
Чтец: Наряду с итальянской оперой Чехов, как и его земляки, отдавал дань увлечения оперетте. На сцене городского театра в 1870-х годах ставились многие оперетты Оффенбаха, Легара, Зуппе, Лекока. «Прекрасная Елена» Оффенбаха была одним из первых спектаклей, увиденных Чеховым. Заразительная музыка этой классической оперетты произвела на мальчика исключительное впечатление. Чехова, уже в юности наделенного чувством юмора, привлекала в спектаклях оперетты динамичность, сочетание жизнерадостности и музыки.
Чтец: Круг музыкальных впечатлений юного Чехова не ограничивался оперой, опереттой и музыкой в драматических спектаклях ( последняя во второй половине 70-х годов занимала основное место на таганрогской сцене). В Таганроге звучала и симфоническая музыка – устраивались камерные музыкальные вечера, происходили гастроли видных музыкантов.Не одно поколение таганрожцев обязано своим музыкальным воспитанием дирижеру Гаэтано Молла, братьям Алфераки, семье Авьерино. Благодарным слушателем концертов этих музыкантов был и Антон Чехов.
Чтец: Музыка занимала особое место и в повседневной жизни большой чеховской
семьи. Отец писателя хорошо играл на скрипке, любил петь по нотам и приучал
к этому детей. Братья Чехова Николай и Михаил были большими музыкантами-любителями.
Николай был превосходным пианистом. Он прекрасно исполнял ноктюрны, мазурки,
прелюдии Шопена. Его игра вызывала восторг не только у Антона Павловича, но
и других любителей музыки.
Звучит музыка Шопена
Чтец: В репертуаре младшего брата Михаила до последних лет жизни были пьесы из «Времен года» Чайковского – «Баркарола» и «Осенняя песня». Чехов часто требовал, чтобы брат играл для него целыми получасами на пианино. Он любил слушать музыку и обдумывать в это время темы своих будущих сочинений.
Звучит «Баркарола» П. И. Чайковского.
Чтец: Музыка сопутствовала всей жизни Чехова. Она была для него внутренне необходимой, являлась неиссякаемым источником вдохновения, давала высокую творческую радость.
Чтец: Поселившись в Москве, Чехов посещает симфонические концерты Антона Рубинштейна, происходившие обычно в Большом зале Благородного собрания. Рубинштейн вошел в биографию Чехова как крупнейший деятель русской музыки и учитель Чайковского по классу свободного сочинения в Петербургской консерватории. Необычно было внешнее сходство двух Антонов. Дома Антона Павловича часто звали "Рубинштейн". Чехов восторженно ценил талант великого пианиста и шутливо утверждал: «На этом свете есть только два Антона: я и Рубинштейн. Других я не признаю».
Чтец: Впечатления от Рубинштейна-дирижера надолго остались памятными для Чехова. Интересно, что действие седьмой главы повести «Три года» (1895 г.) писатель перенес в зал Благородного собрания во время симфонического концерта А. Рубинштейна, дирижировавшего Девятой симфонией Бетховена.
Звучит фрагмент 9-ой симфонии Бетховена.
Чтец: Мы слышим звуки, слышим речи,
Но по Вселенной разлита
Сверх чуткая, сверх человечья
Бетховенская глухота.
Пред ней ничто радар на крыше,
Пред ней ничто и слух совы –
Она биенье мысли слышит
И прорастание травы.
Чтец: Жизненные встречи Чехова с музыкантами, певцами, композиторами были довольно
многочисленными. Но ни одна из них не оставила такого следа глубокого, как встреча
с П.И.Чайковским.
Звучит музыка П.И.Чайковского
Чтец: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич»,- писал Антон Павлович о своем любимом композиторе.
Чтец: Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, давно отброшена близорукая
трактовка их как «нытиков», «пессимистов», и тем более проясняются черты их
живого родства.
Стремление к счастью, к жизненной правде, красоте и ненависть к злу и насилию,
глубоко реалистическое понимание человеческих чувств, мудрая простота и общедоступность
стиля - все это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.
Чтец: Обмен фотографиями с дарственными надписями, теплая переписка, замысел
совместной работы над оперой «Бэла» (по Лермонтову) и многие другие факты свидетельствовали
о дружеских отношениях, творческих связях двух «Ч».
Таганрог – город для обоих дорогой сердцу, с которым связаны воспоминания, встречи
с людьми, родными по крови и духу.
Чтец: Из всех опер Чайковского Чехов более всего любил оперу «Евгений Онегин». Антон Павлович говорил, что он «любит нежно» «милое письмо» Татьяны.
Звучит фрагмент письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин».
Чтец: Впечатлениям от любимой оперы посвящен рассказ «После театра»: «Надя Зеленина, вернувшись с мамой из театра, где давали «Евгения Онегина» и, придя к себе в комнату, быстро сбросила платье, распустила косу, и в одной юбке и в белой кофточке поскорее села за стол, чтобы написать такое письмо, как Татьяна».
Чтец: Как шелест нот, сменилось время года…
Любовь: Амур прицелился из лука…
(не промахнется – миф тому порука)
О, мудрый, нежный вымысел народа!..
Поет Онегин… Танец лебедей…
В ударе флейты – вестницы рассвета
В душе ясней и над землей ясней…
Вот рассвело. Но не допето.
И весь оркестр – от скрипок до кларнета –
Творцу послушный, отдается ей.
Чтец: Отдается ей…Ей - музыке Чайковского. Этой музыке не мог не отдать свое сердце и предпочтение Антон Павлович Чехов. Чехов посвятил Чайковскому свой сборник рассказов «Хмурые люди». Чайковский высоко ценил талант Чехова и с благодарностью писал: "Посвящением страшно горжусь… Я все собирался написать Вам большое письмо, покушался даже объяснить, какие именно свойства Вашего дарования так обязательно и пленительно на меня действуют, но не хватало досуга, а главное – пороху. Очень трудно музыканту высказать словами, что и как он чувствует по поводу того или другого художественного явления».
Чтец: « В хмурые сумерки зажглась звезда Чехова и заструила свой тихий, ласковый свет в опечаленную, серую русскую жизнь. Не ярок, не ослепителен был этот свет, не прогнал он теней … Но под тихой , ласковой, задушевной чеховской поэзией стала легче и слаще наша грусть. И поэтому всем нам так нежно полюбился Чехов… С Чеховым и его героями выплакали мы самые тяжелые наши слезы. И нам стало легче, зашевелилась опять вера, что жизнь станет еще красивее, чище, умней», - так писал об Антоне Павловиче Чехове в 1910 году великий русский певец Л.В.Собинов.
Чтец: Мир музыки наполняет чеховские творения. Когда читаешь Чехова, слушаешь его наследие в исполнении больших мастеров художественного слова, то испытываешь чувство, похожее на то, когда воспринимаешь музыку. Музыка живет в произведениях Чехова в тесной связи с миром людей, с миром русской природы.
Звучит музыка: П. И. Чайковский. Сентиментальный вальс.
Чтец: «Загремел рояль, грустный вальс из залы полетел в настежь открытые окна, и все почему-то вспоминали, что за окнами теперь весна, майский вечер. Все почувствовали, что в воздухе пахнет молодой листвой тополя, розами и сиренью (рассказ «Поцелуй», 1887 г.)
Чтец: «Пели где-то за садом, должно быть, на реке. И вышло очень мило, когда вдруг зазвонили в соседнем монастыре, и этот мягкий мелодичный звон смешался с пением» («Расстройство компенсации», 1903 г.)
Чтец: «Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то где-то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел» («Степь», 1888 г., гл. 2 )
Чтец: «Я умру…, а все мне кажется, будут сниться… чудные весенние вечера, когда в саду и за садом кричат соловьи и дергачи, а с деревни доносится гармоника, в доме играют на рояле, шумит река – одним словом, такая музыка, что хочется и плакать, и громко петь». Так устами героя своего рассказа «Ариадна» Чехов выразил свое отношение к музыке, музыке, без которой творчество великого писателя существовать не могло.
Звучит музыка: П. И. Чайковский. Фрагмент из 1-го концерта.
Чехов и театр
Страница третья
«Пусть на сцене будет так же все сложно и так
же вместе с тем просто, как и в жизни».
А. П. Чехов
Чтец: В родном городе зародилась у Чехова и любовь к театру. Именно таганрогский
театр дал Чехову первые познания в русской и зарубежной опере, драматургии.
Здание таганрогского театра было построено в 1866 году. Небольшое по объему,
оно отлично спланировано внутри, и зал его обладает великолепной акустикой.
Уютный партер опоясывают ложи и галерея. С этой просторной галереи, билет на
которую стоил 40 копеек серебром, смотрел гимназист Антон Чехов бессмертные
пьесы Шекспира и Гоголя, Островского и Мольера, слушал музыку Мусоргского и
Россини, Глинки и Верди.
Звучит музыка
Чтец: Театр был для Чехова запретной радостью. Посещать его можно было лишь
с разрешения гимназического начальства, а разрешение давалось не всегда. Не
получив разрешения, Антон шел к тетушке Марфе Ивановне, снимал у нее гимназический
мундир, надевал штатское, нахлобучивал картуз дворника и, выбирая мало освещенные
переулки, пробирался к театру.
Дома Чехов рассказывал содержание увиденной пьесы и устраивал свои спектакли.
Особенно большой популярностью в семье Чеховых пользовался домашний спектакль
«Ревизор». Антон Павлович обычно играл городничего. Для исполнения этой роли
он надевал свой парадный гимназический мундир с блестящими пуговицами, ходил
с надутыми щеками и говорил басом, тщательно гримировался. Из всех домашних
«актеров» он был, бесспорно, самым талантливым. Он же фактически был, выражаясь
театральным языком, режиссером и постановщиком спектакля.
Чтец: В последние годы учебы в гимназии Антон пишет свою собственную драм «Безотцовщина»,
водевиль «Недаром курица пела», пьесу «Нашла коса на камень».
Брат Александр показал пьесу «Нашла коса на камень» своему приятелю, драматургу
Соловьеву. Соловьев сказал: «Слог прекрасен, умение существует, но наблюдательности
мало, и житейского опыта нет. Со временем - кто знает? – может выйдет дельный
спектакль». Это был первый отзыв, который услышал Чехов от писателя-профессионала.
Театр наполнял Чехова: был и зрителем, и ценителем, и актером, и режиссером,
и драматургом. Театр приподнимал его, давал ему веру в себя, звал его к чему-то.
К чему? В ту пору он, вероятно еще не знал.
Чтец: С годами театр все больше занимал душу Чехова. В начале студенческой жизни, на втором курсе университета, Чехов сочинил мелодраму с «ужасами» и отнес ее Марии Николаевне Ермоловой, великая актриса готовилась к бенефису. « Что ему сказала Ермолова – Чехов не поделился ни с кем. – писал Баскин в статье «Любил ли Чехов театр?», - но, вернувшись от нее он порвал драму на мелкие кусочки.»
Чтец: Нередко потом Чехов зарекался писать для театра, но этот волшебный мир искусства вновь и вновь увлекал писателя. Он часто повторял: «Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать… Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей и самого господа бога. – были и такие случаи, - но в искусстве обмануть нельзя….»
Звучит музыка. Фрагмент из 1-го концерта для фортепиано с оркестром, часть 1-ая. Рахманинов.
Чтец: Чехов верой и правдой служил театру – самому человечному из искусств. В героев своих пьес он нередко вкладывал свои собственные честные мысли, веру в светлое будущее тогдашней «казенной « России.
Продолжает звучать музыка Рахманинова.
Чтец: Пророчески звучат и слова Вершинина из «Трех сестер». «Мне, кажется,
все на земле должно изменится мало-помалу, и уже меняется на наших глазах. Через
двести – триста, наконец, тысячу лет, - дело не в сроке._ настанет новая, светлая
жизнь, Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы для нее живем теперь,
работаем, ну, страдаем, мы творим ее – и в этом одном цель нашего бытия: если
хотите, наше счастье».
Театр был для Чехова первой и последней любовью. Любовью и горькой, и радостной,
так как история взаимоотношений Чехова с театром исполнена, как и его произведения,
истинного драматизма.
Все первые представления Чеховских пьес неизменно становились полем сражений.
На «Иванове» в театре Корша, правда, раздавались даже громкие вызовы автора.
Но эти вызовы заглушались таким свистом и шиканьем, что получался скандал какого,
как писал сам Чехов, не могли припомнить театральные старожилы.
Чтец: А вот в Александрийском театре в Петербурге два года спустя «Иванов»
имел успех. Вот как об этом успехе в своих воспоминаниях пишет писательница
Лидия Авилова: «Театр гремел от аплодисментов. Очень вызывали автора, и вот
между Саррой и Шурой показался Чехов, держась за руки. Он как будто упирался,
но это могло только казаться, потому что он очень высоко держал голову и ему
было неудобно идти боком. Как только он остановился лицом к зрителям, аплодисменты
разразились с удвоенной силой. Многие встали и хлопали стоя, я тоже встала и
подняла руки. Чехов мог видеть меня, и я была уверена, что увидел, узнал. Он
взмахнул своей непокорной прядью волос, и по губам пробежала едва заметная дрожь,
похожая на улыбку. Какой он стоял вытянутый, неловкий, точно связанный. А в
этой промелькнувшей улыбке мне почудилось такое болезненное напряжение, такая
усталость и тоска, что у меня опустились руки. Я не сомневалась: несмотря на
шумный успех, Антон Павлович был недоволен и несчастлив».
Действительно, увенчанный александрийскими лаврами, Антон Павлович не чувствует
себя в театре победителем. Успех спектакля оставил у Чехова саднящее чувство
неудовлетворенности, так как при постановке пьесы писателю под давлением театральной
рутины пришлось поступиться своими творческими принципами.
Чтец: Но бросить театр Чехов был не в силах. Даже яростный свист, который вызывала в тогдашней прессе печально знаменитая премьера «Чайки» в Александринском театре, не смог убить любовь Антона Павловича к Драматургии. Этот свист явился финалом в истории взаимоотношений Чехова с домхатовским театром.
Звучит музыка: П. И. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь.
Чтец: 17 декабря 1898 года. В этот день, когда состоялась премьера чеховской «Чайки», на сцене Московского Художественного театра произошло подлинное рождение как самого театра, так и сценической драматургии Чехова.
Чтец: «Чайка» открыла Чехова как смелого театрального новатора, окрылила его как драматурга на новые творческие дерзания и поиски.
Чтец: «Чайка», быть может, наиболее личное из всех произведений о любви, об искусстве, о подвиге. «Чайка» – одно из тех вечных произведений, созданных художественным гением, которые утверждают человеческую волю к свободному творчеству, к счастью, к свету, к борьбе со всеми препятствиями, со всем темным, тяжелым, мрачным. Пьеса проникнута чеховским суровым, трудным оптимизмом – оптимизмом преодоления, оптимизмом подлинной силы, который не прячет голову под крыло от трудностей жизни, а смело расправляет крылья для полета, наперекор всем препятствиям.
Чтец: И продолжает «Чайка» свой полет, начав его от занавеса МХАТА, к высоким думам заново влечет, все также неразгаданна, крылата…
Чтец: Для «Чайки» не страшны меридианы
Другой страны привычки не страшны!
Ей, всюду одинаково желанной,
Япония и Франция равны.
Барьеры языка? Не существуют.
Язык искусства – он понятен всем,
И люди и скорбят, и торжествуют
Вокруг все тех же чеховских проблем…
И «Чайка» продолжает свой полет –
Который год? Который век пойдет?
Н. Образцова
Звучит музыка: Ф. Шопен. Ноктюрн № 15 фа-минор, соч. 55
Чтец: Судьба драматического наследия Чехова кровно связана с возникновением и становлением МХАТА. Чехов был первым «властителем душ» и «учителем жизни» молодого художественного театра. Как художник и мыслитель Чехов был необыкновенно близок создателям МХАТА Станиславскому и Немировичу-Данченко.
Чтец: «Я вспоминаю о Чехове неотрывно от той или другой полосы моих личных писательских театральных переживаний – писал Немирович-Данченко, - мы жили одной эпохой, встречали одинаковых людей, одинаково воспринимали окружающую жизнь, тянулись к сходным мечтам…».
Чтец: Чехов писал: «я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я, наконец, попал на такой чудесный остров, как Художественный театр».
Чтец: И именно этот чудесный остров своими спектаклями принес мировую известность Чехову-драматургу. Выдающуюся роль в этом сыграли зарубежные гастроли Художественного театра, впервые предпринятые в 1906 году.
Чтец: В театрах мира, в прессе, на экране
Сегодня Чехов заново открыт:
Идет в Нью-Йорке пьеса «Дядя Ваня»,
Брюссель и Лондон ставят «Три сестры».
Антверпен, Прага «Чайке» рукоплещут,
Зовет София на «Вишневый сад»,
Но здесь – истоки каждой этой вещи,
Но здесь родился и расцвел талант.
Поток людей со всех концов планеты
Тропа в наш южный город привела,
Чтобы хоть раз взглянуть на землю эту,
Что миру Чехова дала.
Чтец: Наш горд – это чеховская Русь, с героями его, «Вишневым садом»… Ну и, конечно, с театром имени А. П. Чехова, тем самым, в котором бывал Антоша Чехонте.
Чтец: Еще при жизни Антона Павловича в его родном городе на сцене таганрогского театра были поставлены «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». 20 ноября 1896 г. Антон Павлович с горечью писал Немировичу-Данченко о громадном неуспехе «Чайки» на сцене Александринского театра, и четыре дня спустя спрашивал в письме таганрогского голову Иорданова: «В Таганроге играли мою «Чайку»? Но откуда они взяли ее? Ведь она еще нигде не напечатана и появится в свет лишь 15 декабря в «Русской мысли». Был у меня только один экземпляр, который я послал в Киев, где пьеса имела большой успех. По какому же экземпляру играли в Таганроге? Воображаю, как и что они играли!»
Чтец: Отвечая на это письмо Чехова, Иорданов объяснил, что экземпляр пьесы удалось добыть через театральный отдел газеты «Новости». «Шла Ваша «Чайка» с очень хорошим ансамблем, - сообщал этот добрый знакомый Чехова, - большой успех она имела в Ростове и Новочеркасске».
Чтец: В родном краю писателя состоялось сценическое крещение пьесы «Дядя Ваня». Это было в Ростове-на- Дону. В 1894 г. пьесу ставил известный режиссер Синельников. Он пишет в своих воспоминаниях: «Успех был до того велик, что публика прямо из театра послала Чехову в Ялту телеграмму, благодаря за чудную пьесу».
Чтец: Осенью 1903 г. в таганрогском театре тоже была поставлена пьеса «Дядя Ваня», а весной 1904 г. – «Вишневый сад». И только «Три сестры» при жизни автора не стали спектаклем таганрогского театра. Лишь в августе 1944 г. в Таганрог приехала группа выпускников Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. Они привезли на родину А. П. Чехова свой дипломный спектакль «Три сестры». Спектакль стал украшением афиши таганрогского театра, которому в этом же 1944 году было присвоено имя А. П. Чехова.
Чтец: Идут годы, происходят неизбежные перемены в труппе, но неизменно одно: Чехов остается здесь, на его родине, в театре, где когда-то он открывал для себя прекрасный мир сцены, самым желанным автором.
Звучит музыка: С. В. Рахманинов. Концерт №2 до-минор для фортепиано с оркестром, соч. 18
Список использованной литературы
1. Авилова Л. А. Рассказы, воспоминания. – М.: Сов. Россия, 1984.- 335 с.
2. Бердников Г. Чехов. – М. : Мол. Гвардия,1974. – 512 с. – (ЖЗЛ)
3. Бердников Г. Чехов – драматург. – М.: Искусство, 1981. – 356с.
4. Малюгин Л. А., Гитович И. Е. Чехов: Повесть-хроника. – М.: Сов. Писатель,
1983. – 575 с.
5. Чехов М. П. Вокруг Чехова. – М.: Худ. Лит., 1981. – 335 с.
6. Чехов и его время. – М.: Наука, 1977. – 355 с.
7. Литаврия М. Ключ от рояля: Пьесы А. П. Чехова на сцене московских театров.
– М., 1983. - № 7. – с. 172-182
8. Немиров Ю. В родном городе. – Огонек. – 1982. - № 42. – с. 16-17
9. Ясько О. На сценах всего мира. – Таганрогская правда. – 1983. – 29 янв.
10. Назаровский П. Чехов и музыка. – Таганрогская правда. – 1966. – 2 июля
11. Кульков М. Гордимся мы, что так сегодня властно… - Таганрогская правда.
– 1975. – 26 июля. – с. 3
Составитель:
Зав. Организационно-методическим отделом
ЦБ имени А.П.Чехова - Филатова Г.В.
1984 г.