Шпион всех времен и народов.
Разведчиком номер один историки считают Леопольда Треппера, строжайше засекреченного резидента времен второй мировой войны. Лишь несколько месяцев назад о нем смогли снять первый фильм – российский сериал «Красная капелла». Донской писатель Игорь Бондаренко, ветеран войны, участник французского движения Сопротивления, сумел раздобыть сведения и описать деятельность групп разведывательной сети «Красная капелла» двадцать лет назад.
Радо против Треппера
Кроме того, за время написания «Красных пианистов» он восемь раз ездил в Берлин, где работал в архивах гестапо и СД. В Берлине Игорь Михайлович также встречался с Рут Вернер (связная Соня). В Будапеште в 1972 году он познакомился с венгерским коммунистом Шандором Радо - резидентом советской разведки в Швейцарии по прозвищу Дора, руководителем одной из групп «Красной капеллы». В 1970-х доктор географических и экономических наук, лауреат престижной профессиональной премии имени Ко-шута, руководитель проекта создания карты мира Шандор Радо возглавлял будапештский институт картографии. Этого преданного и талантливого разведчика Бондаренко считает достойнейшим из «капельмейстеров». Он подкрепляет свои слова таким обстоятельством: в последнем издании российской энциклопедии Великой Отечественной войны указаны три самых заслуженных разведчика, среди которых Радо. Еще признание получили Николай Кузнецов («обер-лейтенант вермахта Пауль Зиберт»), первый Герой Советского Союза в истории нашей внешней разведки, и Рихард Зорге, имя которого долгое время советские правители замалчивали. Зорге совершил непревзойденные в разведке подвиги, но на следствии в Японии «раскололся», на кого работал.
Радо так много и подробно рассказывал Бондаренко о каждом участнике его группы, показывал их фотографии, что Игорь Михайлович не просто знал всех, словно своих знакомых, но и сроднился с ними. Ему удалось собрать столь же подробную информацию о германской группе «Красной капеллы», возглавляемой Харро Шульце-Бойзеном и Арвидом Харнаком, о бельгийской группе под руководством Кента (Анатолия Гуревича). Имя Леопольда Треппера, руководителя французской группы «Красной капеллы», Бондаренко в произведениях не упоминает. В послесловии к роману он приводит выдержку из газеты «Нойес Дойчланд» 1969 года, где говорится о слиянии немецких антифашистских групп в 1938-1939 годах, до того действовавших разрозненно. От них были протянуты нити в Бельгию, Францию, Нидерланды, Швейцарию, Австрию и другие страны. Но, насколько смог от участников событий выяснить Бондаренко, единой сети с централизованным управлением создано не было. Все группы замыкались на московском «Директоре», который делал им запросы, но не управлял их деятельностью.
Карл против Карла
Корреспондент прочитал несколько книг Игоря Бондаренко, написанных по итогам поездок в германские военные архивы. Эти произведения изобилуют настоящими биографическими справками, цитатами из реальных приказов, предписаний, распоряжений, инструкций, текстами шифровок.
Единственным вымышленным персонажем «Красных пианистов» стал следователь гестапо Карл Беккерт. Бондаренко сочинил его для плавности сюжетной линии. Желая показать, что книжные герои – живые люди с проблемами и чувствами, писатель наделял их человеческими слабостями, радостями, достоинствами, болезнями. Игорь Михайлович следовал правилу писать то, о чем имеешь хорошее представление. Например, у его героя Беккерта тяжелое заболевание - рак горла. В сорок лет сам писатель испытал подобные переживания, когда врачи сказали ему о подозрении на эту болезнь.
С огромным удивлением он увидел мэтра сыска Карла Гиринга в «Красной капелле» на месте Беккерта из «Красных пианистов» Гиринг тоже страдал раком горла. Зная о неизлечимости пациента, врач рекомендовал ему те же облегчающие страдания средства – коньяк и кофе.
«Домашняя газета» связалась с пресс-службой телеканала «Россия». Мы адресовали вопрос о схожести Беккерта и Гиринга маститому сценаристу сериала Андрею Горлову, соавтору сценариев «Дальнобойщиков», «Звездочета» и «Закона». Ответ пришел лишь из пресс-службы «России». Нам пояснили, что фильм снят по документальным материалам, потому претензии автора и непонятны. Уточнения о совпадении деталей именно вымышленного персонажа остались без ответа.
Продюсер фильма Валер Тодоровский в одном из интервью сказал: «Я прочитал мемуары Треппера, главного героя этой истории, который написал толстенную книгу, где было все и где не было ничего по сути - он все скрыл. Поэтому, конечно, что-то мы додумали, взяв за основу те факты, которые были и которые оспорить трудно». В аннотации к фильму говорится, что сценарист имел доступ к архивным документам.
Людмила Зарубина.