Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход

 

Шпион всех времен и народов.

Разведчиком номер один историки считают Леопольда Треппера, строжайше засекреченного резидента времен второй мировой войны. Лишь несколько месяцев назад о нем смогли снять первый фильм – российский сериал «Красная капелла». Донской писатель Игорь Бондаренко, ветеран войны, участник французского  движения Сопротивления, сумел раздобыть сведения и описать деятельность групп разведывательной сети «Красная капелла» двадцать лет назад.

В России еще не решили, как относиться к Леопольду Трепперу (слева в исполнении Андрея Ильина), но по-прежнему восхищаются Шандором Радо.

 

Вопреки обывательскому мнению лучшим разведчиком в мире военные историки называют отнюдь не Штирлица, а Леопольда Треппера, он же мсье Жильбер. Он - уроженец Польши, член Коминтерна, старший офицер главного разведывательного управления СССР. Большую часть времени Треппер работал в оккупированной Франции. Его имя и деятельность до последнего времени оставались тайной для россиян.

 В ноябре прошлого года на телеканале «Россия» прошла премьера многосерийного фильма «Красная капелла». Создатели сериала представляют Леопольда Треппера организатором и руководителем европейской разведывательной сети «Красная капелла» в тридцатых-сороковых годах минувшего столетия. Это была самая успешная в современной истории, самая мощная разведсеть на полном самообеспечении. Участники групп называли себя пианистами, а руководителей - капельмейстерами. В материалах гестапо сеть была названа «Красная капелла». Для ее уничтожения единственный раз в истории была создана единая зондеркоманда из всех немецких спецслужб, до того жестко конкурирующих во всех делах.

 

Создатели сериала объяснили безвестность главного героя тем, что о нем еще не было снято ни одного фильма. Другую причину опалы Треппера в нашей стране назвал нам известный российский писатель Игорь Бондаренко, который сейчас живет в Таганроге. Бондаренко до сих пор не удостоверился в непричастности Треппера к двойному шпионажу, в котором того обвиняли советские спецслужбы. Также Игорь Михайлович готов оспорить саму роль гениального, но, возможно, двурушного шпиона Треппера в деятельности «Красной капеллы».

 

Радо против Треппера

 

Мы встретились с Игорем Бондаренко. Он рассказал о том, как писал роман-хронику «Красные пианисты». Эта книга основана на документальных материалах. Автор писал ее более десяти лет.

 

Юный Игорь Бондаренко по принуждению побывал в германских рабочих лагерях, откуда бежал. После побега он воевал в советских войсках, прошел с ними по оккупированной фашистами Европе, был знаком с героями французского движения Сопротивления (об этом сотрудничестве есть статья в немецкой газете того времени «Осттзее-цайтунг».

 Кроме того, за время написания «Красных пианистов» он восемь раз ездил в Берлин, где работал в архивах гестапо и СД. В Берлине Игорь Михайлович также встречался с Рут Вернер (связная Соня). В Будапеште в 1972 году он познакомился с венгерским коммунистом Шандором Радо - резидентом советской разведки в Швейцарии по прозвищу Дора, руководителем одной из групп «Красной капеллы». В 1970-х доктор географических и экономических наук, лауреат престижной профессиональной премии имени Ко-шута, руководитель проекта создания карты мира Шандор Радо возглавлял будапештский институт картографии. Этого преданного и талантливого разведчика Бондаренко считает достойнейшим из «капельмейстеров». Он подкрепляет свои слова таким обстоятельством: в последнем издании российской энциклопедии Великой Отечественной войны указаны три самых заслуженных разведчика, среди которых Радо. Еще признание получили Николай Кузнецов («обер-лейтенант вермахта Пауль Зиберт»), первый Герой Советского Союза в истории нашей внешней разведки, и Рихард Зорге, имя которого долгое время советские правители замалчивали. Зорге совершил непревзойденные в разведке подвиги, но на следствии в Японии «раскололся», на кого работал.

 Радо так много и подробно рассказывал Бондаренко о каждом участнике его группы, показывал их фотографии, что Игорь Михайлович не просто знал всех, словно своих знакомых, но и сроднился с ними. Ему удалось собрать столь же подробную информацию о германской группе «Красной капеллы», возглавляемой Харро Шульце-Бойзеном и Арвидом Харнаком, о бельгийской группе под руководством Кента (Анатолия Гуревича). Имя Леопольда Треппера, руководителя французской группы «Красной капеллы», Бондаренко в произведениях не упоминает. В послесловии к роману он приводит выдержку из газеты «Нойес Дойчланд» 1969 года, где говорится о слиянии немецких антифашистских групп в 1938-1939 годах, до того действовавших разрозненно. От них были протянуты нити в Бельгию, Францию, Нидерланды, Швейцарию, Австрию и другие страны. Но, насколько смог от участников событий выяснить Бондаренко, единой сети с централизованным управлением создано не было. Все группы замыкались на московском «Директоре», который делал им запросы, но не управлял их деятельностью.

 

Карл против Карла

 Корреспондент прочитал несколько книг Игоря Бондаренко, написанных по итогам поездок в германские военные архивы. Эти произведения изобилуют настоящими биографическими справками, цитатами из реальных приказов, предписаний, распоряжений, инструкций, текстами шифровок.

 Единственным вымышленным персонажем «Красных пианистов» стал следователь гестапо Карл Беккерт. Бондаренко сочинил его для плавности сюжетной линии. Желая показать, что книжные герои – живые люди с проблемами и чувствами, писатель наделял их человеческими слабостями, радостями, достоинствами, болезнями. Игорь Михайлович следовал правилу писать то, о чем имеешь хорошее представление. Например, у его героя Беккерта тяжелое заболевание - рак горла. В сорок лет сам писатель испытал подобные переживания, когда врачи сказали ему о подозрении на эту болезнь.

 С огромным удивлением он увидел мэтра сыска Карла Гиринга в «Красной капелле» на месте Беккерта из «Красных пианистов» Гиринг тоже страдал раком горла. Зная о неизлечимости пациента, врач рекомендовал ему те же облегчающие страдания средства – коньяк и кофе.

 «Домашняя газета» связалась с пресс-службой телеканала «Россия». Мы адресовали вопрос о схожести Беккерта и Гиринга маститому сценаристу сериала Андрею Горлову, соавтору сценариев «Дальнобойщиков», «Звездочета» и «Закона». Ответ пришел лишь из пресс-службы «России». Нам пояснили, что фильм снят по документальным материалам, потому претензии автора и непонятны. Уточнения о совпадении деталей именно вымышленного персонажа остались без ответа.

 Продюсер фильма Валер Тодоровский в одном из интервью сказал: «Я прочитал мемуары Треппера, главного героя этой истории, который написал толстенную книгу, где было все и где не было ничего по сути - он все скрыл. Поэтому, конечно, что-то мы додумали, взяв за основу те факты, которые были и которые оспорить трудно». В аннотации к фильму говорится, что сценарист имел доступ к архивным документам.

 На прошлой неделе Игорь Бондаренко раздобыл очередное издание о «Красной капелле» - книгу французского юриста Жиля Перро, выпущенную в 2004 году. За рубежом вышли несколько художественных книг о разведывательной суперсети, но все они далеки от истины, что признают сами «пианисты» и «капельмейстеры». В предисловии Перро настаивает на исключительном документализме своего произведения. Целью труда он ставил именно реабилитацию Леопольда Треппера. По оценке Бондаренко, книга написана на документальной основе, но «со своей колокольни» - автор потрудился разузнать лишь парижские детали деятельности группы, но не имеет общего представления о структуре и работе «пианистов». Из-за однобокой осведомленности вышли сильные искажения реальности. Фильм режиссера Александра Аравина по сценарию Андрея Горлова весьма близок к этой версии о деятельности «Красной капеллы».

 В книге Перро приведен частичный персказ лекций Треппера для немецких спецслужб об организации шпионажа, где он среди основных принципов называет децентрализацию сети. Автор привел мнение одного из гестаповцев, который спустя много лет понял игру Треппера. По его догадкам. Трепперу было заранее приказано в случае провала пожертвовать остатками раскрытой разведсети, изображая сотрудничество. «Сотрудничая» с фашистами, он оказался на воле и активировал резервную полноценную сеть на том же месте. Другие источники утверждают, что документы о допросах Треппера – фальсификация, дабы создать для Гиммлера, ведшего следствие, образ сломленного Гирингом шефа «Красной капеллы».


Людмила Зарубина.


Создание сайта ® ЦГПБ имени А.П.Чехова, 2010-2024
Разработка и создание сайта
Яндекс.Метрика