Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход

Электронная Чеховиана

 


Надежда Дмитриевна Бочкарева,

Заведующая городской библиотекой № 2 имени А. П. Чехова

(Батайск)

 

 

Электронная Чеховиана – так сегодня звучит тема нашего выступления. Понятие это возникло сравнительно недавно - в последнее десятилетие нового века  с развитием сети Интернет, информатизации общества, компьютерным технологиям и усиленному, планомерному оцифровыванию наследия Антона Павловича Чехова.

 

В открытом доступе Интернета для любого пользователя  выложены исторические документы, библиографические справки, воспоминания современников Чехова, литературоведческие исследования. Гиперпространство  позволяет в электронном виде получать информацию о жизни и творчестве писателя мгновенно.

 

Анализируя электронный массив, посвященный Антону Павловичу Чехову, мы проводили мини-исследование с помощью поисковой системы Яндекс. 23 апреля 2010 на ключевое слово с использованием восклицательного знака для релевантности ответа «Чехов Антон Павлович» Яндекс промаркировал 749 тысяч страниц. За месяц, т. е. с 23 марта по 23 апреля 2010 г к  поисковику обратились по данному запросу 1011741 пользователей. Цифры показывают, что пользователи интересуются и биографией и фактами из жизни писателя, пишут доклады, рефераты, сочинения. Причины для обращения самые различные. Вывод однозначен – если наследие писателя столь востребовано и популярно, значит электронная Чеховиана развивается и у нее большое будущее.

 

Но наша задача на сегодняшний  день рассмотреть виды и формы информации Электронной Чеховианы, этапы ее становления, факторы влияющие на ее развитие.

 

Из каких же видов и форм складывается  сегодняшнее понятие  - электронная Чеховиана?


 

1)                прежде всего насыщенность гиперпространства сайтами о писателе с его биографией и штрихами к портрету

2)                электронные издания, позволяющие пользователям изучать тексты произведений  с монитора компьютера

3)                виртуальные экскурсии по музейным памятным местам писателя

4)                видеоролики и видеосюжеты, посвященные различным мероприятий связанных с именем Чехова, с памятными местами, с литературоведческими исследованиями

5)                фильмы о писателе

6)                художественные ленты, снятые по его произведениям

7)                полнотекстовые базы данных литературоведческого, библиографического характера

8)                электронные каталоги наследия писателя

9)                электронные презентации в PoverPoint

10)             базы данных рефератов, курсовых, дипломов, исследований по творчеству Чехова

11)             базы данных сочинений по творчеству писателя

12)             аудио-книги


Отрадно заметить, что Чеховивана многогранна, может что-то здесь и не учтено, но более полное исследование развития этого литературоведческого феномена у филологов еще впереди. Из вышесказанного видно, что поле деятельности информационного пространства обширно и с каждым днем увеличивается. Безусловно, это связано с празднованием в 2010 году 150-летнего юбилея А.П. Чехова, с активизацией интереса к классику отечественной литературы и его творчеству.

 

Рассматривая электронную Чеховиану, как процесс по формированию объемных литературоведческих ресурсов с целью популяризации наследия Антона Павловича, можно образно выделить этапы его развития.

 

Глобальное насыщение Интернет пространством в нашей стране начало происходить с 2000 года. Небольшие шаги этого движения к 2007 году переросли в семимильные, и мы можем констатировать такой факт, что на сегодняшний день большая часть территории страны имеет быстроскоростной доступ к гиперпространству. Естественно, что первые электронные документы появились гораздо раньше 2000 года, но начальный этап накопления и формирования Чеховианы стоит отнести к 2000 году.

 

Первый этап – 2000-2003 гг. – первые сайты о Чехове, первые электронные фотоальбомы, создание и наработка баз рефератов, сочинений, электронные тексты произведений.


           Второй этап – 2003-2005 гг. появление более полных сайтов о Чехове, их развитие. К 145-летию со дня рождения писателя создание виртуальных экскурсий по памятным местам, создание электронных каталогов по творческому наследию писателя, оцифровка лучших произведений, пополнение ресурсов литературоведческими исследованиями

           Третий этап 2005-2007 гг. – развитие видеосюжетов, видеороликов, наполнение Интернет-ресурсов базой данных демонстрационных материалов – можно скачать, посмотреть, купить  художественные фильмы, по произведениям писателя; обобщение созданной в электронном виде информации, выпуск аудио-книг

          И, наконец, современный этап 2007-2010  гг. – бурная подготовка к празднованию 150-летия со дня рождения писателя. Увеличение видеосюжетов о подготовке и праздновании юбилея, появление различных электронных страничек на многих сайтах образовательных и культурных учреждений, литературно-творческие конкурсы общероссийского или областного значения, оцифровка полного собрания сочинений в аудио-книгу; электронные презентации, виртуальные экскурсии и пр.


 

Сегодняшнее гиперпространство и информационные технологии позволяют создать, сшить, соединить и сформировать огромный массив документов. Какие же факторы могут существенно влиять на развитие электронных массивов о Чехове? На наш взгляд эти факторы таковы:


 

1.    авторское право, регулируемое Гражданским кодексом


 

2.    качество предоставляемой информации


 

3.    многократный повтор информации


 

Попробуем остановиться на каждом из перечисленных факторов. Говорить  о них мы будем в библиотечном контексте о том, что важно для библиотек, которые тоже участвуют в процессе создания и развития электронной Чеховианы.   Итак, прежде всего, перед тем как приступить к созданию какого-либо электронного продукта требуется большая предварительная исследовательская и организаторская работа. Существенно ограничивает создание полнотекстовых баз данных литературоведческого характера отсутствие правовой урегулированности  в области авторского права. Например, библиотеки располагают большими подборками материалов, которые собраны из различных периодических изданий – журналов, газет. Но авторское право ограничивает их  в действии: оцифрованная информация не выносится из здания библиотеки, дается только право читать с экрана или распечатать. Но как быть с правом пользователя на доступ информации? Созданные базы уникальных документов  можно было бы размещать на своих web-страницах, но тогда велика возможность их копировать, чего не допускает авторское право. Библиотекам приходится хранить все под замками Получается замкнутый круг. Но путешествуя по ресурсам Интернет, мы убедились в том, что многие пытаясь защититься или как-то упорядочить отношение с законом пишут так:

 


Все материалы, представленные на данном Сайте взяты из открытых источников Сети, и распространяются свободно.

            Если же Вы являетесь Правообладателем одного из представленных на сайте материала, и не согласны с данным утверждением - просьба обратиться к Администратору проекта на E-Mail ……

Авторские права на произведения, имеющие конкретных правообладателей, сохраняются за последними.

            Если правообладатель против размещения произведения на этом сайте, оно будет удалено по первому требованию. Любое использование данных произведений, за исключением предварительного личного ознакомления, запрещено.

 

Значимость данной проблемы будет расти. Библиотеки являются хранилищем интеллектуальной собственности и должны эффективно выполнять свои функции, чтобы способствовать непрерывному обмену информацией и знаниями. Но публичной библиотеке приходится учитывать и интересы владельцев авторских прав информации и знаний. Соблюдение авторских прав всегда накладывало ограничения на те услуги, которые библиотеки могли предложить своим читателям. По мере того как электронные продукты и услуги стали составлять все большую часть коллекций и закон об авторском праве распространился на эти продукты и услуги, права и обязанности библиотек, связанные с авторским правом, сделались более сложными. Это актуально сегодня как никогда, потому что реалии дня насущного в том, что библиотека сегодня работает в двух направлениях – на традиционного читателя и на удаленного пользователя. И если сегодня она не будет идти в ногу со временем, т.е. насыщать информацией нужной, уникальной, востребованной свои сайты, то удаленные пользователи будут просто игнорировать ресурс библиотеки и он потеряет значимость, а соответственно будет забыт, пользователь найдет нужную информацию и да, скачает ее с другого ресурса. И все. Стоит сказать, что закон об интеллектуальной собственности будет проигнорирован. Противоречивая ситуация, но хочется надеется, что  она вполне решаема в будущем.


 

 

 

 

Следующий фактор – это качество электронных документов  в сети, а так же требования к качеству создаваемого продукта библиотеками.


 

Сегодняшний пользователь предъявляет к информации множество различных требований, иногда противоречивых. Он хочет быть уверен в том, что исходная информация соответствует таким критериям как:


 

·         Полнота и достаточность; полнота информации в каждом конкретном случае;


 

·         Достоверность – т.е используемые источники надежны, проверены и прошли качественный отбор;


 

·         Точность(пертинентность) – т.е соответствие информационной потребности


 

·         Актуальность (оперативность, новизна)


 

Фонотов однажды сказал «Интернет таит в себе угрозу пресыщения неупорядоченной информацией, в которой немало хаотического, отсутствуют ограничения ее состава, в том числе морального и политического характера … Избыток и неструктурированность информации порождает хаос. А он – эквивалент невежества, потери видения истинных ценностей». С одной стороны Интернет  - хаос, мешающий разобраться в достоверности, а с другой  - это возможность получить новую информации.


 

Сложно сорентироваться в том, насколько информация достоверна. В том и заключается правило выпуска библиотеками качественного электронного продукта. Напрасен тот труд, который не будет иметь ссылок на достоверные источники, которыми руководствовались при создании электронного документа. Библиотеки имеют право только констатировать факты, ни в кой мере не интерпретировать их под свой взгляд или видение мира библиотекарем, давать оценки тому или иному событию. Библиотеки могут обобщать разрозненный материал, группировать и формировать качественные библиографические базы данных. Допускается творческий подход в подаче материала, но не искажение данных и фактов о жизни, творчестве Чехова.


 

Третий фактор, влияющий на развитие электронного материала о наследии Чехова – это повтор информации. Множественный повтор. Качественных ресурсов, обобщающих все сведения о пис