КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1809 – 1868)
Николаенко А. И
Кукольник Нестор Васильевич 20 (08) 1809. Петербург – 20 (08).12.1868. Таганрог, похоронен на даче (в Дубках), драматург, поэт, издатель, композитор, общественный деятель. Родился в Петербурге в семье педагога, приглашенного в Россию из Австро-Венгрии. По национальности – карпаторус (русин), по вероисповеданию – униат (греко-католик). Его крестным отцом был Александр Первый. Домашнее воспитание получил в семейном кругу, далеком от русского общения. В 1829 году окончил Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко. Выпущен без аттестата, так как был основным обвиняемым по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (восстание декабристов). Попал под надзор III отделения. После окончания гимназии переехал в Вильно, где работал преподавателем русского языка. Является автором учебника, пользовавшегося успехом у литовского населения.
Литературным творчеством начал заниматься в Гимназии, но первые опыты были изъяты при обысках по «делу о вольнодумстве». Расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переехал в 1831 году. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего Отечество спасла». Драма была одобрена императором Николаем I.
В это период, по мнению первого хранителя Пушкинского Дома Б.Модзалевского, Кукольник входит в число «близких к Пушкину» людей. Прямых доказательств этому пока не обнаружено, но в 1893 году газеты сообщали, что в Таганроге обнаружены письма Пушкина к Кукольнику, автопортрет и рукописи, о судьбе которых сегодня ничего не известно
Творчество Кукольника обширно и многогранно. Драматургия Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети ХIХ века и второй половины ХIХ. Наряду с драматургией Кукольник успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, искусствоведении, поэзии и даже музыке. С 1836 года издает ряд периодических изданий искусствоведческого характера («Художественная газета», журналы «Дагеротип» и «Иллюстрация»), а так же альманах «Новогодний» (1839), «Сказка за сказкой» (четыре выпуска, 1841, 1842 и 1844), «Картины русской живописи» (1846). Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввел в обиход приемы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А.К.Толстого, Л.А.Мея, М.И.Цветаевой и других. В поэзии своими поисками Кукольник предвосхитил новшества К.Бальмонта, И.Северянина, А.Белого, Д.Бурлюка. Он владел литературными методами, основанными на теории символов, архетипов, применение которых в произведениях Кукольника извлекает из человеческого подсознания определенные модели поведения. «Уходящие тени» у него не столько в человеческом бытии, сколько в ушедших исторических образах России, которую спасала «Рука Всевышнего». Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах Дюма. Его можно рассматривать и как предшественника историко-биографического жанра, в наше время получившего свое развитие в романах-исследованиях Андре Моруа. В период наибольшего творческого взлета Кукольник сближается с композитором М.Глинкой и художником К.Брюлловым (создание первой в России «богемы»). Он хорошо знал Т.Г.Шевченко еще с Вильно и причастен к его выкупу, но не одобрял выход «Кобзаря». Роль Н.Кукольника в судьбе таких писателей и поэтов как М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Никитин, художников И.Айвазовского, Н.Теребенева, Л.Серякова, актеров Лоди (выступавшего под псевдонимом Нестеров) общепризнанна. Кукольник один из соавторов либретто опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила. На стихи Кукольника написали музыку 27 композиторов, в том числе М.И.Глинка, А.Е.Варламов, П.П.Булахов, С.Монюшко. Кукольник сам написал оперу «Азовское сидение» на собственное либретто из истории донского края. В последние годы композитор А.Рыбников вместе с Г. Гориным работали над созданием оперы на сюжет Н.Кукольника о композиторе Березовском. Работа не была окончена из-за смерти Горина. А.Рыбников самостоятельно заканчивал ее в 2001 г., назвав созданное произведение «Маэстро Массимо».
Резко критиковавший произведения Кукольника В.Г.Белинский в 1845 году вынужден был признать, что в сочинениях Кукольника «заметно было совершенно новое направление, совсем другой характер, нежели у поэтов пушкинской школы». «О значении этого направления – говорил критик, - мы не считаем нужным распространяться; скажем только, что оно было новое и что во всем новом всегда выражается стремление к прогрессу, если не прогресс». Раскрытие этого нового дано в 1948 году в статье Л.Гинзбург «Белинский в борьбе с запоздалым романтизмом» (см кн. Л.Гинзбург, О старом и новом, Л., 1982, с.229-244.)
Начиная с 1840 года Кукольник начинает собирать «анекдоты» (короткие устные исторические рассказы), высмеивающие власть и методы её руководства, показывающие что административная глупость сделалась всеохватывающей, тотальной и фактически пронизывает власть сверху донизу. Вот, например, одна из записей, актуальная и в наше время: «Кто же решится на какое–нибудь предприятие, когда не видит ни в чем прочного ручательства, когда знает, что не сегодня, так завтра по распоряжению правительства его законно ограбят и пустят по миру».
В 1845 году поступил на службу в канцелярию Военного Министра. Это явилось причиной его многочисленных и длительных командировок практически по всей Европейской части России, от Кишинева до Астрахани и Ставрополя. Среди служебных дел особо заслуживает внимание его анализ и предложения по развитию горнодобывающей промышленности Донбасса (в те времена это была практически незаселенная степь). В 1847 году он представляет доклад Николаю I, где пророчески предсказывалась роль этого края в экономике России, исходя из имеющихся здесь запасов каменного угля. Предложенные Кукольником меры Николай I одобрил. Последующая реализация их вызвала строительство Азовской железной дороги (Харьков – Горловка - Иловайское- Таганрог) и основание Юзовки (ныне Донецк).
В 1843 году Кукольник женился. До этого он пережил две любовные трагедии, послужившие основанием для создания им ряда лирических стихотворений, где свою возлюбленную поэт вывел под именем Леноры. Лирика Кукольника остается и поныне непонятой литературоведами, обвиняющими его в романтическом воспевании салонной любви. Утверждается даже (И.Панаев, Н.Лернер), что Кукольник не был способен любить.
В 1850 году он несколько раз встречается с Гоголем. Видимо, это было обсуждение второго тома «Мертвых душ», который Гоголь вскоре сожжет. Встреча с Гоголем, с которым Кукольник учился в Нежинской Гимназии, все же сказалась на творчестве Кукольника. Он переходит к публицистике, все чаще обращается к социальной тематике, особенно в статьях.
В 1852-53 годах Кукольник издает собрание сочинений, куда ряд ранее опубликованных произведений не могли попасть по цезурным соображениям, однако и в то, что было напечатано, содержат следы цензурных искажений. Уже после смерти Н.Кукольника эти искажения хотело исправить товарищество «Общественная польза» (СПб), однако намеченные планы не были осуществлены, и после выпуска 8 томов сборников рассказов (1871 г.) издание прекратилось.
События Крымской войны 1853-1856 г. застают в Новочеркасске. Кукольнику поручают заниматься снабжением действующей армии. Он реально оценивает происходящие события. В своем дневнике он записывает: «Я отправился считать кули с мукой и смотреть, только смотреть, искусно ли плутуют и мошенничают люди? Насмотрелся! … Я верил Русскому патриотизму от души, я восхищался этим великолепным маскарадом, не зная, что он из моды, машинально. Лепечут холодные губы, а на сердце; идет ругня…». Служба Кукольника, его честность заслуживает высокой оценки. В 1857 году он уходит в отставку в чине действительного статского советника и переезжает на постоянное место жизни в Таганрог. Здесь он становится центром культурного общения, активно включается в общественную жизнь. В 1863 году он создает музыкальное общество, в чем ему помогает А.Даргомыжский. Он реализует свою просветительскую программу, одним из пунктов которой было открытие в Таганроге университета, предлагает издание общественно-политической газеты, проводит публичные чтения, а собираемые деньги передает таганрогской гимназии. С 1965 года он хлопочет о строительстве к Таганрогу железной дороги, и, в отличие от предыдущих мероприятий, добивается успеха. Существующая железная дорога к Таганрогу (Харьков-Таганрог) была построена благодаря мужеству и настойчивости Кукольника. Он ходатайствует перед правительством об открытии в Таганроге окружного суда, взывает о необходимости экологической защиты Азовского моря. Его практические разработки о придании Таганрогскому градоначальству статуса обособленной административной единицы (типа губернии), к сожалению, не увенчались успехом, так как встретили сильное противодействие донского казачества
Вопреки утверждению, что в Таганрогский период жизни Кукольник оставил творчество, им созданы в это время драма «Давид Гаррик», романы «Две сестры», «Ольгин Яр», «Граф Мориц Саксонский» и «Иоанн III, собиратель земли русской», повесть «Крепостной художник», публицистический цикл «Азовские письма» и ряд статей на злободневные темы из жизни Таганрога, в том числе и по вопросам местного самоуправления. Написанная им в это время драма «Гоф-юнкер» была запрещена цензурой. Также не находят подтверждения утверждения, что Кукольник переехал в Таганрог, чтобы заняться торговлей мукой. Долго не избирался Кукольник в гласные городской Думы, так как, начиная, примерно с 1861 года, он преследовался градоначальником Лавровым из-за резких критических выступлений против стиля и методов руководства этого высокопоставленного государственного чиновника. После ухода Лаврова в 1865 году Кукольник был, наконец-то избран гласным городской думы и дал ряд полезных советов градоначальникам Шестакову, Перелешину и Фуругельму.
В архиве пушкинского Дома хранятся заготовки к роману, в котором Кукольник имел намерение (1866) изобразить «два лица в одном - одна глава исторический роман, другая – из обыденной жизни, а между тем лица одни и те же, действие одно и тоже» Практически здесь Кукольник предугадал стиль антиутопии, получившей развитие в ХХ веке в произведениях Замятина и Булгакова.
Последние годы Кукольник работал над утопическим произведением, которое писал шифром, специально созданным для этой цели. Рукописи расшифровал (2001) петербургский ученый В.Абрамов. В них Кукольник, использует эротический жанр, где действующими лицами выступают те, кто в миру говорит одно, а делает другое и при этом рассуждают «об уважении ко всем». Это эпатирующая литература, которая восходит к греческой традиции периода гетер. Причем в качестве таких гетер выступают высокообразованные женщины высшего общества. На этом строятся утопические рассуждения Кукольника о государственном устройстве и развитии культуры, основывающиеся на торговле живым товаром. К сожалению, какие-нибудь научные комментарии этих рукописей до настоящего времени так и не появились.
Незадолго до смерти Н.Кукольник написал драму, рукопись которой не сохранилась. Слушавшие эту драму вспоминали: « Она навеяла на всех грусть, ибо в ней отразились события последних лет личной жизни автора. Главное действующее лицо в этой пьесе, ликвидировав все, что связывало его с жизнью, уступает нежно любимую жену из благодарности за доставленное в прошлом счастье человеку, который её полюбил, и сам выражает непреклонную волю покончить естественной смертью свое существование в избранный для того день и час. Воля его исполняется…»
Умер Кукольник внезапно, собираясь в театр. Существует версия, никем не опровергнутая, что он был отравлен из-за своих энергичных действий по совершенствованию экономики края и выступлений против коррупции.
Могила Н.Кукольника в 1931 году была осквернена. Труп был выброшен из могилы и долгое время валялся среди лопухов, которыми заросла могила. Сегодня место нахождения ее не известно. Дом Кукольника, оставленный им для создания на его базе дома для детей, потерявших родителей, был в 1968 году снесен в ходе реконструкции одного из машиностроительных заводов Таганрога. Дом, построенный им в центре Таганрога, сохранился. В настоящее время на нем установлена единственная в России мемориальная доска.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир в 1997 году благословил занесение имени Н.Кукольника в поминальный синодик.
Переосмысление культурного и общественно-политического наследия Н.Кукольника в России идет неудовлетворительно. На сегодняшний день нет грамотно составленной библиографии произведения Кукольника, практически не публикуются статьи о нем. Современные публикации по Кукольнику в основном пересказывают известные критические высказывания середины ХIХ века, а также воспоминания, в которых даны оценки бытовых моментов жизни Кукольника с позиций плоского морализма. Забывается, что Кукольник представляет интерес не столько как литератор, сколько как личность, аккумулировавшая в себе ряд важных и интересных общественно-политических и нравственно - эстетических тенденций, не потерявших своего значения и для наших дней.
Из современных исследователей творчества Н. Кукольника можно (по публикациям последних лет) назвать Вердеревскую Н.А., Христолюбову О.В. (Пенза), Киселеву Л. (Москва), Анну Немзер (Москва), Кожевникову Н.А. (Петербург), Пименову Н.А (Петербург), Киракосову М. А. (Тбилиси), Крюкову О.С. (Москва). По тематике, связанной с Н.Кукольником в последние десятилетия защищены две докторские диссертации, к сожалению, не в России: И.Черный (Украина) и Е.Курганов (Финляндия).
Литература:
- А.И.Николаенко. Кукольник и Таганрог, Таганрог, 1998;
- «Дон» № 6-7, 2000.
- И.В.Черный. Малая проза Н.В.Кукольника. Харьков,: Майдан, 1996,
- И.В.Черный. Драматургия Н.В.Кукольника. Харьков,: Майдан, 1997.
- И.В.Черный, Эпоха Петра 1 в исторической беллетристике Н.В.Кукольника. Харьков.: «Легес», 1998.
- И.В.Черный. Исторические романы Н.В.Кукольника, Харьков. 2001.
- Е.Курганов. Литературный анекдот Пушкинской эпохи. Хельсинки, 1995;
- Н.Кукольник. Отрывок из дневника.// В кн. М.И.Глинка. Записки. М., 2004, с. 293-323.