Скрынникова
Л. И.
Библиотека - как
социокультурный феномен, является центром притяжения самых различных слоев
общества. Сталкиваясь с учреждениями культуры и образования :вузами, музеями,
театрами, возникает чрезвычайно сложная задача нахождения своего сегмента в
этом многомерном пространстве.
Обслуживание в библиотеках
является ведущей функцией, оно формирует образ библиотеки в глазах населения и,
в конечном итоге, ее место в обществе и сферу социального влияния.
Библиотека, как
полифункциональное учреждение, использует в стратегии обслуживания научные
принципы и нормативные установки:
дифференцированный подход к
пользователям на основе их изучения;
систематичность, плюрализм,
диалогичность, принцип двойного влияния;
наглядность, краеведческий
подход.
Используя аналогию, можно ли
применить эти принципы при популяризации творчества А.П.Чехова? Безусловно.
Остановимся на принципе
краеведческого подхода, задача которого – повышение интереса, эффективности и
глубины освоения любой темы. Поэтому можно рассматривать жизнь и творчество
А.П.Чехова, как источник краеведческих знаний при изучении истории русской
литературы, медицины, цветоводства, садоводства, истории образования,
библиотечного дела, культуры и искусства, меценатства и благотворительности,
социологии, филателии, Пользователь, для которого необходимо получить материалы
для реферата, доклада, выступления по этим темам, обогатит свой доклад и
краеведческими материалами о А.П.Чехове.
И безусловно, задача
библиотечного работника – иметь четкое представление и о специальном разделе в
краеведческом СБА и фонде библиотеки, в которых сфокусирована информация, и о
комплексе традиционных библиотечных и городских мероприятий, посвященных
писателю, и о фактах его жизни и творческой деятельности.
Персонография- важнейшая
составляющая литературно-библиографических ресурсов библиотеки, которая ,
по-моему глубокому убеждению, не должна иметь номер, она должна быть либо
персонифицирована ( имя личности) или адаптирована к какому-либо направлению (
гуманитарный центр, семейного чтения, детская, правовой центр т.д.).
Библиотеки, носящие имя
А.П.Чехова- это особенные учреждения. Прежде всего потому, что сам писатель
заботился о библиотеках, присылал книги, покупая их за собственные средства,
привлекая к пополнению фондов своих друзей и знакомых.
Он помогал литераторам стать
писателями. А.П.Чехов в шутливой форме говорил о своих заслугах в качестве
“мецената” молодых писателей:”Газетные беллетристы второго и третьего сорта
должны воздвигнуть мне памятник или по крайней мере поднести серебряный
портсигар: я проложил для них дорогу в толстые журналы, к лаврам и к сердцам
порядочных людей”.
В свою очередь, мемориальная
функция библиотеки не должна осуществляться два раза в год: в день рождения и в
день смерти писателя, а должна развиваться планомерно. И мероприятия,
проходящие в “ неделю памяти”, или декаду, посвященную Дню рождения – это всего
лишь попытка прикоснуться к Чехову, сделать наибольший акцент внимания
читательской аудитории на персону.
Рассмотрим основные
положения Программы, назовем ее условно “Дорога к Чехову”, которую можно
использовать в практической деятельности библиотек, направленной на
популяризацию творчества писателя.
Проект грограммы «Дорога к
Чехову» может стать алгоритмом аналогичных программ в библиотеках,носящих имена
деятелей русской или современной литературы.
Цель ее – обучить
библиотечных специалистов комплексу результативных форм работы по популяризации
творчества писателя, создать условия для творческого развития и реализации
собственных творческих возможностей.
Рассмотрим задачи, которые
стоят перед библиотеками:
Разработка и поддержка
корпоративной культуры библиотек имени А.П.Чехова.
В 2000 году при поддержке
гранта Президента РФ состоялась первая научно-практическая конференция
“А.П.Чехов в библиотечно-информационном пространстве России”. Для небольшого
провинциального города Таганрога победа в престижном конкурсе имела большое
значение:
во-первых, мы стали
открытыми для представителей науки.Впервые Чеховская комиссия ИМЛ ( И. Е.
Гитович), сотрудник Всероссийского Института искусствознания ( Кузичева А.П.),
известные имена в мировом Чеховедении, оценили значимость конференции в культурологическром
аспекте и ее информативность для себя, как исследователей. Новые темы:
филателия, Н.Кукольник, П.И.Чайковский, библиотеки имени А.П.Чехова, стали
дополнительным материалом, вошедшим в Чеховскую энциклопедию.
во- вторых, в 125 –летней
истории Публичной библиотеки им. А.П.Чехова- это был первый опыт встречи со
своими коллегами-единомышленниками из библиотек имени А. П. Чехова разных
городов России.
Профессиональное сообщество,
объединенное в нашей стране Российской Библиотечной ассоциацией, пополнилось
новым профессиональным объединением, неоформленным юридически, но от этого не
менее значимым в контексте развития библиотечного дела.
Сегодня, одна из задач этого
сообщества- сформулировать цели и миссию, довести их до сотрудников, регулярно
проводить мероприятия, способствующие развитию внутренней культуры библиотекаря
и духа библиотеки им. Чехова.
Сегодня, результатом
партнерского сотрудничества стал Путеводитель “Библиотеки им. А. П.Чехова”,
подготовленный ЦГПБ имени А.П.Чехова г. Таганрога. Должны быть и другие планы и
совместные проекты.
Популяризацией творчества
писателя занимаются все.
Не секрет, что эта функция
все же больше подходит библиотекам. Вузы, занимаясь Чеховым, вносят свой вклад
в развитие Чеховедения как науки,. Музеи мира (их 9 –Таганрог, Москва,
Мелихово, Ялта, Сумы, Гурзуф, Сахалин, Баденвейлер, о. Шри Ланка) – ставят главной
задачей – сохранение и изучение наследия писателя. И библиотеки, единение
которых может изменить ситуацию по прочтению Чехова за пределами школьной и
вузовской программы, по собственному желанию.
Какими же методами можно
осуществить поставленную нами цель?
Формирование
библиотечно-библиографических знаний.
Можно с уверенностью
сказать, что один из лучших СБА разработан в Культурно-просветительском центре
им. А.П.Чехова в г. Москве ( директор Мурзинова В. В.) и это логично, т.к.
обращение в библиотеку многочисленных специалистов различных областей науки,
театральных деятелей, журналистов, школьников, студентов и аспирантов стал
причиной для более подробного и детального описания жизни и творчества
А.П.Чехова.
Картотека аннотаций на все
произведения писателя, имен и героев произведений, цитат и высказываний,
кинофильмов, опер, балетов, поставленных по произведениям писателя, получают
высокую профессиональную оценку.
СБА этой библиотеки можно
считать уникальным научным трудом, к сожалению недоступным для большинства
специалистов, изучающих творчество А.П.Чехова.
Частично опыт библиотеки был
использован и в Таганроге. Картотека “Чехов – сама жизнь”, содержащая 73
раздела, является полноценным источником литературно-библиографических ресурсов
, отражающих личность Чехова, его жизненный и творческий путь, воздействие на
общественное развитие. Поэтому при формировании библиотечно-библиографических
знаний пользователей, важно усовершенствовать справочно-библиографический
аппарат в библиотеках, разработать программы библиографических уроков с поиском
информации о Чехове А.П. ,издать библиографический указатель Чеховского фонда
муниципальных библиотек.
Воспитание культуры чтения.
Главная задача библиотеки –
это формирование из пользователя настоящего читателя. ( Справочник
библиотекаря/ Науч. ред. А. Н. Ванеев,
В. А. Минкина- СПб,
Профессия,2002 – 448 с. (с.140).
Культуротворческая функция
библиотеки как института упорядочивает систему ценностей читателей через
усвоение культурно-значимой информации.
“Писатели столь мало
доверяли своему читателю, что неотступно топтались около него, не рискуя
оставить его наедине с героями их произведений, и, водя школьной указкой по
страницам своих книг, непрерывно подсказывали читателю, как надлежит ему себя
вести. ..Читатель … в представлении недоверчивого автора – это пассивное
существо, духовно живущее на всем готовом”. (Дерман А. О мастерстве Чехова.-
М., Сов. писатель,1959.-206 с.).
В данной ситуации позиция
самого Чехова прямо противоположна, о чем можно судить по многочисленной
переписке с молодыми писателями:
«Когда я пишу, я вполне
рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие субъективные элементы он
добавит сам, без всякого посредничества».
Современного ему читателя
Чехов характеризовал вялым и бесстрастным. Он с необыкновенной
последовательностью приучал своего читателя «к работе», к умению по «намеку»
автора, по какой-нибудь характерной черте образа перенестись воображением в
авторский замысел.
По выражению И. Е. Гитович
:“Чехова читать трудно, упала культура чувств”.
Преподаватель Казанского
университета Пушканец Л. говорит о том, что сегодня читателю нравится прямое
учительство – Ричард Бах, Куэльо.
Студенты считают Чехова
жестоким писателем, говоря о том, что его нельзя любить, он не для молодого
возраста, он только для зрелых людей. Тем не менее социологический опрос среди
учащихся таганрогской школы №23 показал, что 83,4% считают Чехова
востребованным и нужным.
( Ерохин С.В. Особенности
восприятия школьниками творчества А.П.Чехова //А.П.Чехов в
библиотечно-информационном пространстве России: Материалы науч. - практ.
конференции,с.56).
Для Чехова была важна
творческо-познавательная активность читателя, не это ли является и задачей
библиотечного работника?. А помочь ему в решении задачи может специальная
литература, издания по психологии. Без самообразования библиотекаря
популяризировать “трудного” Чехова сложно, а ,возможно и безрезультатно.
Массовая и выставочная
работа.
Приступая к этому виду
работ, важно отметить личностное отношение библиотечных работников к
определенным формам и темам.
Личность писателя
воспринимается нами зачастую очень отдаленно. Сложно представить себе человека,
жившего сто пятьдесят лет назад, нам кажется, что события , которые он
описывает, слишком далеки от действительности, не современны, и чувства,
которые вызывает его творчество, не подходят к реалиям жизни. Если подход
библиотекаря к творчеству А.П.Чехова аналогичен, то никто из читателей не
сможет сказать “Мой Чехов” и результата не будет.
В 2004 году прошел областной
конкурс литературных работ “Мой Чехов”.53 территории Ростовской области
представили 595 работ учащихся образовательных учреждений от 11 до 19 лет. Из
Таганрога было представлено 73 работы, некоторые из которых стали победителями
и были оценены не только с точки зрения литературоведения, но и личностного
восприятия чеховских произведений, эмоционального влияния конкурсной работы на
членов жюри.
Можно с уверенностью
сказать, что это юное поколение с помощью не только учителей, но и
библиотекарей, открыло для себя Чехова по-новому.
Тематические читательские
конференции или дискуссии – сложнейшие формы работы, предъявляющие большие
требования к библиотечным специалистам: эрудиция, аналитический ум,
коммуникабельность, ораторское мастерство .
Темами могут стать
высказывания и фразы из переписки, воспоминаний, речи героев чеховских
произведений:
«Я ненавижу ложь и насилие
во всех их видах».
«Помогите жить людям
,помогайте друг другу».
«Наша русская жизнь гораздо
талантливее»
«Если бы каждый человек
выдавливал из себя по каплям раба» . “Желание служить общему благу должно
непременно быть потребностью души и условием личного счастья»
“Нужно стараться, чтобы
жизнь была интересна”
“Человек или должен быть
верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек”и др.
И сегодня эти высказывания
актуальны. Чехов выразил нас своим творчеством, в котором , по выражению Сергея
Юрского,”печальная проза нашей жизни сочетается с блестками надежд и
заблуждения”.
Презентации книг.
Только за последние 2 года в
Таганроге состоялись презентации изданий “Таганрог и Чеховы”,фотоальбома “Чехов
и современники”,”Четыре жизни Чехова”,электронного издания “История библиотеки
им. А.П.Чехова”. Не секрет, что многие библиотечные работники обладают литературными
способностями, являясь авторами и составителями многих публикаций и даже
изданий. И по отношению к писателю, чье имя носят библиотеки, эту традицию
можно было бы продолжить.
Литературные гостиные,
вечера, клубы любителей Чехова ,игры, конкурсы, викторины и т.д.
Темы этих форм работы могут
быть самыми разнообразными. И временной охват- с 1904 года и до наших дней:
- “Чехов-доктор”-известна и
не нова.
-«Прогулка с Чеховым” (
книги исследователей творчества В. Лакшина, А. Кузичевой, Н. Бердникова и
т.д.).
- Чеховская тема в лирике
поэтов
-Чехов и современная
литература
-Малоизвестные страницы
биографии писателя
-Мир чеховского чтения
(скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты)
-Он был красавец… ( К.
Коровин) ( о преодолении стереотипа видения Чехова человеком среднего роста в
пенсне и шляпе)
-Чехов-актер ( к
Международному Дню театра, кино)
Чехов о любви ( ко Дню
святого Валентина)
-“Чехов-филателист”-
почтовые марки и конверты, почтовые карточки 19 века и специальные гашения,
связанные с именем А.П.Чехова являются продолжением интереса читателя к самому
А.П.Ч. Тем более нужно отметить, что сам писатель увлекался собиранием почтовых
марок и его личная коллекция в Ялтинском мемориальном Доме-музее насчитывает не
одну тысячу почтовых миниатюр разных стран мира.
Библиотекарь, обладая
информационной независимостью и доступом к источниковой базе, может находить
интересные факты из печатных и электронных изданий.
Например,18 января 1990 года
в связи со 130-летием со дня рождения А.П.Чехова Московский монетный двор
тиражом 3 млн. шт. выпустил в обращение монету достоинством в 1 рубль с
изображением А. П. Чехова. Вот и тема -“История одной монеты”.
В данной ситуации библиотека
с привлечением филателистов, нумизматов, коллекционеров может значительно
разнообразить мероприятия.
Принципиальное отличие
подхода к популяризации творчества А. П. Чехова- не ограничиваться временными
рамками: родился-умер. Между этими словами – жизнь писателя, его семьи,
литературный процесс в России, о. Сахалин, врачебная практика, любовь, друзья,
почитатели, благотворительная деятельность. Литература дает потрясающее
познание истории. Не является исключением и творчество А.П.Чехова.
И сегодня- это театральные
постановки, издания новых книг, новые факты и события, научная жизнь. И
библиотекарь, как адвокат (от лат.”призванный на помощь”) может и должен
раскрыть читателю эти страницы из Чеховской биографии. Не только раскрыть, но и
осуществить индивидуальный подход к формированию и развитию социкультурных
краеведческих потребностей читателя.
Повышение квалификации
библиотечных работников.
В последние 10 лет
непрерывное образование библиотечных специалистов дублируется и в смысле
проблем и по затрагиваемым темам, и по формам проведения.
1.Семинары:
Современная модель
специализации библиотек в реальных социокультурных условиях: (в Москве-
культурно-просветительский центр ( второе название- Чеховский салон), в
Таганроге- библиотека-музей, которая с 70-х годов, к сожалению, перестала
исполнять функции музея, т.к.все материалы были переданы в Музей-заповедник).
Роль библиотек в
формировании культуры чтения ( традиционная тема, но, в связи с Чеховым, может
прозвучать очень интересно, учитывая его особое отношение к восприятию
произведений читателем);
«Роль книги и чтения – на
примере семьи Чеховых;
Библиотека как центр
сохранения и изучения русской литературы
Корпоративные библиотечные
проекты как новые модели сотрудничества
Библиотеки и социокультурная
среда Партнерство с учреждениями и организациями.
2.Защита библиотекарями
собственных творческих программ, способных привлечь к творчеству А.П.Чехова,
создать условия для их творческого развития, реализации собственных творческих
возможностей.
3. Организация конкурсов
методических разработок “Внимание: Новый сценарий ,”Издано библиотекой”.
4.Конкурс среди
библиотекарей “Краткость-сестра таланта” по подготовке индивидуальной беседы с
читателем.
5.Конкурс на лучшую выставку
6.Конкурс на лучшее массовое
мероприятие.
4.Организация социологических
исследований.
Электронный
Чехов
«Интернет таит в себе угрозу
пресыщения неупорядоченной информацией, в которой немало хаотического,
отсутствуют ограничения ее состава, в том числе морального и политического
характера … Избыток и неструктурированность информации порождает хаос. А он – эквивалент
невежества, потери видения истинных ценностей»
(Фонотов Г. П. И явится
всемирная библиотечная система//Библиотека.-2003.-№2.-«2.-с. 9-12)
Подтверждением этому служит
статья в Интернете, согласно которой А. П. Чехов благополучно себя чувствовал
при фашистской оккупации и умер в 1944 году. Поэтому создание официального
сайта библиотек имени А. П.Чехова, которому бы доверяли, так же как и сайту
Чеховской комиссии, остается актуальным. Эта одна из задач нашего объединения.
Две даты: 100-летие со дня
смерти А.П.Чехова и 150-летие со дня рождения писателя (2010 г.) приходятся на
новое тысячелетие. Безусловно, ЮНЕСКО объявит этот год Годом Чехова. Нам
предстоит с вами сделать очень многое.
Опыт одной библиотеки не
всегда будет иметь такое же значение и для другой. Но цель научно-практической
конференции - обмен опытом, и он очень важен, потому что может стать основой
для совершенствования библиотечной работы, упрочения библиотеки как
социокультурного объекта популяризации творчества А. П. Чехова.
В мае 2004 г. состоялась
научно-практическая конференция «Чехов с нами: расстояние в сто лет». И если в
Таганроге идет обсуждение возможности создания научно-методического центра
музеев Чехова России и зарубежья, при активном участии Чеховской комиссии, то
совсем неплохо бы осуществить идею создания методического центра среди
библиотек им. А.П.Чехова при поддержке той же Чеховской комиссии.
«Кто не знает, в какую
гавань он плывет, для того нет попутного ветра», говорил Сенека. Я желаю всем,
кому не безразличен А.П.Чехов, как личность, как писатель, как драматург -
попутного ветра в воплощении новых идей и осуществлении проектов.