КукушинВ. С. ,
профессор кафедры педагогики НГМА,
член-корреспондент АПСН,
академик МАЭП
На рубеже второго и третьего тысячелетий мир вдруг стал проявлять
признаки откровенного
безумия. Никогда ранее так не проявлялись религиозная и национальная
нетерпимость,
как в конце XX века. Конфликты в Ольстере, в Канаде, в Пакистане,
Индии, Югославии,
Абхазии, Чечне, Нагорном Карабахе и других точках нашей планеты -
яркое тому
доказательство. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры
войны,
на которую обитатели Земли обрекли себя, не желая понимать и уважать
друг друга,
видеть общечеловеческие идеалы и ценности.
И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и
взаимопонимания.
Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовывать свои
творческие
возможности, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир
и содружество
землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО
десятилетием
культуры мира и ненасилия.
Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только
межрасовой,
межконфессиональной и межэтнической толерантности, но и искреннего
интереса
к культуре всех народов Земли. Из этого вытекает актуальность
образования и
культуры в решении задач планетарного масштаба. Только через
образование и культуру
люди могут услышать друг друга, потому что эти две сферы человеческой
жизни
наднациональны, аполитичны, надгосударственны.
Самый высокочтимый психолог XX века Скиннер утверждал, что поведение
человека
вполне прогнозируемо, так как определяется средой его воспитания и
деятельности.
Вот почему так важно сформировать культурную среду - будь то
мегаполис, крупный
город или село. Не случайно ведь считается, например, что
интеллигентнейшего
писателя А. П. Чехова сформировали гимназия, театр и библиотека.
Являясь среднестатистическим городом России по численности населения и
одним
из самых пестрых городов страны по национальному составу (здесь
представлены
107 этносов), Таганрог внес весомый вклад как в формирование русской
национальной
культуры, так и толерантности в социальных отношениях. Здесь никогда в
истории
не было еврейских погромов; здесь мирно сосуществовали армянская
автокефальная
церковь и католический костел, еврейская синагога и православный храм.
Эти величайшие
нравственные ценности надо знать и передавать из поколения в
поколение.
Значимую роль в формировании толерантности в Таганроге играла и играет
Публичная
библиотека имени А. П. Чехова, в картотеке которой числится каждый
четвертый
житель города. Такого охвата читателей в пересчете на тысячу жителей
не знает
ни один город России. Общественная роль этой библиотеки вышла далеко
за ее функционал.
Она стала не столько «центром выдачи книг», сколько городским центром
культуры,
общения и просвещения (достаточно вспомнить «Музыкальные субботы»,
«Христианские
чтения», «Литературные вечера», «Университет знаний»). Важно и то, что
такая
масштабная культурно-просветительская работа ведется в Таганроге не
только взрослыми,
но и детьми.
Самому известному Человеку Земли в XX веке Матери Терезе принадлежат
слова:
«Мы не можем делать Великие дела. Мы можем делать лишь маленькие дела,
но с
Великой Любовью»,
Храни Господь тех работников культуры, что при самой малой зарплате в
стране
они делают Великие с планетарной точки зрения дела и с Великой
Любовью. Работники
чеховской библиотеки - яркий пример таких миссионеров Мира и Любви.
|
|