Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход
Е. Шапочка

Библиотека Таганрогской гимназии получила основание сразу же после открытия самой гимназии в 1806 г. По времени это почти совпало с образованием библиотек при университетах: Дерптском в 1802 г. (кстати, заметить, что, будучи гимназистом, Антон собирался учиться в Дерпте, а окончил Московский университет), Казанском и Харьковском в 1804 гг. Сравним: гимназии и равно при них библиотеки ближайших соседних городов - Ростова на Дону, Мариуполя, Азова, Бахмута, Бердянска были основаны на рубеже 1870-х гг. Библиотеки при Киевском и Новороссийском университетах были соответственно открыты только в 1834 и 1865 гг. Первоосновой всех названных библиотек, в том числе и библиотеки Таганрогской гимназии, стали частные (личные) пожертвованные собрания книг. Публичные же библиотеки в городах Российской империи стали открываться только после 1830 года. Таганрог, как указывал в своих воспоминаниях старший брат писателя Александр, в годы чеховского детства считался вторым городом во всей плеяде городов, разбросанных по огромному азовскому и черноморскому побережью и по южной степи. Первое место занимала Одесса. Спустя полтора года после открытия Таганрогской гимназии книг в ее библиотеке насчитывалось 316 томов. Десять лет спустя, 1817 году, в библиотеке гимназии находилось 1250 названий, или 2785 томов. Трудно точно указать, какие именно книги легли в основу библиотеки Таганрогской гимназии, но ясно, что в городе нашлись благотворители. Об этом свидетельствуют надписи владельцев. Например, "Путешествие критики или Письма одного путешественника", (М., 1818) принадлежали известному в Таганроге купцу и благотворителю Марку Вальяно. Или интереснейшее "Путешествие в южной половине Земного шара и вокруг оного, учиненное в 1772 - 1775 гг. английскими королевскими судами "Резолюцией" и "Адвентюром" под начальством Иакова Кука в 4-х частях. Эта книга 1799 года издания с большой долей вероятности принадлежала А. Лазареву, о чем свидетельствует надпись: "А. Лазарев". Вице-адмирал Андрей Петрович Лазарев (1787 - 1849), автор двух книг о путешествиях ~- "Плавание брига "Новая земля" (СП б, 1829) и "Плавание вокруг света на шлюпе "Ладога" (СПб, 1832). Городским краеведам известно, что родственники этой фамилии когда-то жили в Таганроге. Будучи в выпускном классе, Антон в письме к брату Михаилу советует прочесть "нескучное путешествие "Фрегат Паллада" Гончарова". Это не удивительно. Очерк кругосветного путешествия в Японию "Фрегат Паллада" подробно рассматривался в гимназическом "Учебнике по словесности А. Филонова (по нему занимался и А. Чехов) 1). Автор пособия резюмирует: "Фрегат Паллада" драгоценная книга, пригодна для всеобщего чтения". Библиотека Таганрогской гимназии была хорошо представлена путешествиями. Сохранилась весьма зачитанная первая часть "Путешествия вокруг света", совершенного на военном шлюпе "Камчатка" в 1817-1819 гг. капитаном флота Головиным, изданная в морской типографии Санкт-Петербурга в 1822 г. В конце некоторых глав издания сделаны красноречивые ученические надписи: "дурак я" "болван жил" "Читал Борис Паще... (далее неразборчиво) 20 октября 1870 года". Вспомним героев чеховского рассказа "Мальчики", которые собираются бежать в Америку, Ядро гимназической библиотеки составили наряду с названными следующие издания: русские летописи Нестора на древнеславянском языке, (СП б, 1809). Это первое издание "История государства Российского" Н. Карамзина, учебные пособия Николая Греча, в том числе его "Пространная грамматика", (СП б, 1830), "Чтения о русском языке" (СП б, 1840,) другие. Это "Грамматика языка славянского по древнему наречию" Добровского И., (1834). Одним словом, это книги большей частью словесного и исторического содержания. Поскольку обучение в гимназии преследовало две цели: готовить слушателей для университетов, воспитывать способных людей для службы как военной, так и гражданской, то в ней преподавали как специальные предметы, так и общие. Здесь учились древним языкам - латинскому и древнегреческому, русскому законоведению, словесности, русскому языку, математике, географии. Учились новым языкам - новогреческому, французскому, немецкому. Учились также коммерции, бухгалтерии, естественной истории. Закон божий всегда стоял на первом месте - утро в гимназии начиналось молитвой. Будущий писатель учился в Таганрогской гимназии одиннадцать лет. В 1868 г. Антон Чехов поступил в приготовительный класс. В 3-м и 5-м классах он оставался на второй год. В третьем из-за математики и географии, а в пятом классе Антоша получил двойку по древнегреческому языку. По окончании восьмого класса в 1879 г. ему вручили аттестат зрелости с тройками, четверками и пятерками. По словесности будущий писатель имел четыре балла. Что же собой представляла Таганрогская гимназия в чеховскую пору? Братья Чеховы учились в Таганрогской гимназии, по выражению старшего из них - Александра, "...с самого начала введения <... > в России классической системы образования и до полного ее расцвета, когда, как говорилось, гимназистов "душили" древними языками и классической древней историей" 2). В 1868 г., то есть в год поступления Чехова в приготовительный класс, гимназия была преобразована в классическую с двумя древними языками. Это позволяло приготовлять молодых людей к университетскому образованию. По ординарному мнению, будущему писателю в детстве пре подавали негожие учителя, эдакие, "человеки в футляре", "сороконожки", сама же гимназия являла собой, если и не "арестантские роты особого рода" по выражению ее выпускника, участника народной воли Тана-Богораза, то, во всяком случае, удушающее личности учебное заведение. Подобные формулировки далеко не бесспорны. Для самого Чехова воспоминания о гимназии разноречивы. С одной стороны, гимназические на ставники порой "кошмарным холодом" приходили во сне. С другой стороны, Чехов в письме как-то обронил: "А как свободно дышится в наших южных гимназиях!" Таганрогская гимназия едва ли отличалась от всех других на свете учебных заведений, где в каждом есть светлое и теневое, где одни учили лучше, а другие - хуже. Мы не станем этого касаться, но не лишнее дать краткую справку о некоторых преподавателях, которые служили в ней в годы учебы Антона Чехова. У всех на устах известный чеховский герой Беликов, "человек в футляре". Прототипом Беликова считается латинист, инспектор гимназии Александр Федорович Дьяконов. Между тем, Дьяконов (1825 - 1903) воспитанник С. - Петербургского главного педагогического института. Прибыл на службу в таганрогскую гимназию в 1852г. Службист А.Ф. Дьяконов имел следующие знаки отличия: ордена ев, Анны 2-й степени, св. Станислава 2-й степени и войны 1853-1855гг. Он был "...Человек смелый, прямой, корректный и в значительной степени педант. "Коль скоро (его обычный прием речи) существует правило, то оно должно быть соблюдаемо. <...> Дисциплина в государстве, дисциплина в школе, дисциплина частной жизни ~ есть основа всего..." <.,"> Молодых учителей инспектор поучал: "Коль скоро не в силах создать нового, не разрушайте старого. Прежде узнайте жизнь, а потом отрицайте ее устои" Из его изречений можно было бы составить огромный кодекс морали. <...> Он был гласный городской думы и <...> до всего досматривался... "Коль скоро копейка общественная, она должна быть на счету". <...> По выходе в отставку, А.Ф. Дьяконов жил в своих домах по Чеховской улице... Умирая, он оставил свои два дома под училища <...>, а капитал в 75 тысяч в пользу учителей начальных училищ..." 3). Или, например, титулярный советник Иван Якоби. Он прибыл в Таганрогскую гимназию по назначению еще в 1837г. Якоби автор латинского стихосложения, принятого в гимназиях с 1843г. Знаток своего предмета, добросовестный преподаватель, он старался вызвать у учащихся понимание читаемого автора. Среди редких книг хранится в сером коленкоре сборник стихотворений Джакомо Леопарди (Москва, 1893). Перевод с итальянского сделал учитель латинского языка Владимир Францевич Помян, преподававший 1869 - 1875 гг. 4). Вспомнил старший брат Чехова Александр и преподавателя французского Юлия Буссара - автора "Учебника к изучению французского языка", по которому занимались в таганрогской гимназии. Обрусевший француз, был внешне грубоват, но, в сущности - очень добрый человек, прекрасный музыкант на виолончели. Преподавал он французский язык с 1869 г. и скончался на службе в 1878 г. Эта картинка дает некоторое представление об учителях Таганрогской гимназии, большая часть которых - выпускники Санкт-Петербургского педагогического института, Императорского Новороссийского университета. Грек Константин Зико (может быть, у него Антон, получил итоговую двойку в 5-м классе) представлял Афинский университет. Многие из преподавателей имели знаки отличия. В разные годы из стен таганрогской гимназии вышел ряд одаренных людей, оставивший заметный след в русской истории. Среди них следует назвать поэта Н.Ф.Щербину, строителя мостов профессора Н.А. Белелюбского, этнографа и лингвиста В.Г. Тана-Богораза, композиторов С.М. Майконара и В.Г. Захарова, актера Л, Вишневского, художника-передвижника, А. Савицкого, литературоведа С.Д. Балухатого, некоторых других. Окончили Таганрогскую гимназию трое из братьев Чеховых. Александр и Антон прославились как литераторы, а Николай Чехов был художником. Библиотека гимназии состояла из двух отделений: фундаментальной (учительской) и ученической. К 1 января 1880г., когда Чехов только покинул гимназию, книг и брошюр было: "В фундаментальной библиотеке 3.225 названий или 9.535 томов, в ученической 422 названия или 849 томов..." 5). Среди новых книг указаны полные собрания сочинений Шекспира, Гете, Шиллера, Байрона, Вальтера Скотта, Островского, Тургенева, Гоголя, Лермонтова, Пушкина. Филологические разыскания Грота. Система языкознания - Гейзе. Божественная комедия - Данте. <...> Русская история - Погодина. История России - Соловьева 6). Названные авторы изучались согласно учебной программе для гимназий. Директор гимназии Э.Р. Рейтлингер в "Краткой исторической записке о Таганрогской гимназии" перечисляет "употребляемые" учебники и руководства в период 1875-1879гг, Это греческая грамматика Кюнера в переводе Носова. Греческая грамматика Курциуса. Названы греческие авторы: Ксе-нофонт, Гомер, Луциан, Геродот, Платон, Сократ, Софокл, Демосфен. Некоторые из них, например, грамматика Кюнера, сохранилась в отделе дореволюционных и ценных изданий ЦГПБ имени А.П. Чехова. Полно представлены древние классики. Собрание античных авторов составляет основу нынешнего раздела литературы древнего мира. Пожалуй, самые полные воспоминания о гимназической библиотеке оставил старший брат писателя Александр Павлович Чехов. Не станем лукаво пересказывать, а обратимся непосредственно к тексту. "Под залою (актовый зал гимназии - Е.Ш.), - писал Александр Чехов,- помещалась <...> огромная комната, носившая громкое название библиотеки, хотя шкафов в этой библиотеке было не особенно много. <...> Ученическая библиотека, из которой учитель русского языка раз в недел