Популяризация творчества А.П. Чехова: новые подходы и новые возможности
Виктория Леонидовна Парапонова,
заведующая детским отделением МУК МЦБ
(Красный Сулин)
Чтение художественной литературы и, в первую очередь, лучших её образцов – классики – важнейшая предпосылка всестороннего развития ребёнка. При этом важно, чтобы произведения писателей-классиков были прочитаны до 16-17 лет, в период духовного и нравственного становления личности, когда чтение этих книг может повлиять на всю последующую судьбу человека.
Но классическая литература у нынешних детей не в почете. Они не умеют и не любят её читать. В решении непростой задачи приобщения детей к чтению классической литературы может помочь библиотека. Библиотека не связана с рамками школьной программы, имеет богатейшие информационные ресурсы, располагает разнообразными по форме и содержанию, развивающими и воспитывающими творческого читателя библиотечными мероприятиями.
Сотрудники Детского отделения Межпоселенческой центральной библиотеки Красносулинского района ведут работу по популяризации классической литературой постоянно, а юбилей писателя – ещё один повод обратиться к этой теме. Для этого была разработана программа «Чехов – человек и мастер».
Основная цель программы – популяризация творчества А.П.Чехова. Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области формирования личности читателя-ребёнка, а также создания среды, стимулирующей ребёнка к чтению произведений Чехова. В ходе реализации программы были проведены многочисленные мероприятия: презентации, литературно-музыкальные вечера, читательские конференции, оформлены выставки, выпущены рекомендательные списки для детей, методико-библиографический сборник для руководителей детского чтения. Информация о ходе реализации программы регулярно размещалась на библиотечном сайте. По статистике Google Analytics страницы с материалами о Чехове, занимают третье место по популярности у посетителей сайта Межпоселенческой центральной библиотеки.
Читатели старшего школьного возраста приняли участие в исследовательском проекте по жизни и творчеству Чехова. Исследовательские работы были представлены ими на конференции «Писатель на все времена», состоявшейся в день рождения писателя.
Библиотеки используют большой арсенал способов привлечения детей к чтению. Одним из наиболее эффективных является библиотечный конкурс. Читатели библиотеки хорошо знакомы с конкурсами, которые объявляет Ростовская областная детская библиотека и охотно в них участвуют. С сентября по декабрь 2009 года в Детском отделении проходил первый этап областного литературно-творческого конкурса «Чехов сегодня и всегда». Отзывы, рисунки, поделки, кроссворды, презентации – вот неполный перечень творческих работ, представленных читателями библиотеки. За активно проведённую работу по организации конкурса и популяризацию творчества Чехова коллектив Детского отделения за II место награждён дипломом.
Сотрудники библиотеки постоянно ищут новые подходы и формы работы с читателями. Поскольку для подрастающего поколения визуальная культура и современные компьютерные технологии имеют большое значение, мы всё чаще используем их в своей работе. Широкое применение получили такие формы как электронные презентации, виртуальные экскурсии, электронные викторины.
Анализ показывает, что читатели проявляют к электронным викторинам. В разработке этого продукта мы исходим из возрастных особенностей и читательских интересов детей, а также из уровня их знаний. Викторины созданы в программе Microsoft PowerPoint и представляют собой слайды с вопросами и вариантами ответов. Викторины «работают» с помощью вспомогательных клавиш: в случае правильного ответа можно двигаться дальше, а в случае неверного – вернуться к вопросу.
Читателям младшего школьного возраста нравятся книги о животных, о детях. Викторина «Знаете ли вы Чехова?» составлена по рассказам Чехова для детей «Мальчики», «Каштанка», «Белолобый», «Беглец», «Ванька». Вначале – обращение к детям в стихотворной форме: «Давай-ка книжки вспоминать и на вопросы отвечать. По букве в клеточки впиши и афоризм читать спеши». Викторина включает в себя 22 вопроса, именно столько букв в афоризме, который должны угадать дети в конце викторины: «Краткость – сестра таланта». Игровое содержание, многообразие иллюстраций и анимационных картинок оживляют читательские впечатления ребёнка, то есть следы в душевной жизни, оставленные от восприятия прочитанных произведений.
Проведению викторины предшествовала большая подготовительная работа: составлены рекомендательные списки, оформлена красочная книжная выставка, состоялся просмотр мультфильма «Каштанка» с его последующим обсуждением. С большим успехом прошли читательские конференции по рассказам «Белолобый», «Каштанка», инсценировка рассказа «Ванька». Во время проведения викторины мы ещё раз вспомнили и обсудили прочитанные рассказы. Таким образом, основная задача электронной викторины – привлечь детей к чтению рассказов Чехова была с успехом реализована.
Разрабатывая электронную викторину для старшеклассников, мы преследовали иные цели: не только познакомить подростков с творчеством Чехова, но и понять его внутренний мир, чувства и поступки, представить себе атмосферу эпохи, время, в котором жил писатель.
Непосредственное участие в подготовке викторины приняли наши читатели - участники конференции «Писатель на все времена». Вопросы, касающиеся таганрогского периода, дружбы Чехова с Левитаном составлены ими.
Зрительный ряд викторины представлен иллюстративным материалом (обложками книг, иллюстрациями, фотографиями, анимационными картинками). Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, состоит из цитат, биографических справок, отрывков из произведений. На слайдах с правильными ответами помещены гиперссылки. Они позволяют познакомиться с рекомендательными списками, включающими в себя как произведения А.П.Чехова так и биографическую литературу.
Опыт проведения электронных викторин внедрён в практику работы библиотек Красносулинского района; они успешно используются преподавателями литературы в качестве дидактического материала; викторина для детей младшего школьного возраста "Знаете ли Вы Чехова?" размещена на сайте библиотеки.
Хочется надеяться, что работа по популяризации творчества А.П.Чехова поможет нашим читателям стать настоящими ценителями русской классики. Ведь не случайно в своих размышлениях о Чехове они пишут:
«В центре рассказов Чехова всегда находится человек и его нравственная суть, а это значит, что его рассказы всегда современны…»;
«…каждый может узнать себя в том или ином чеховском герое…»;
«…читая рассказы Чехова, посвященные негативным сторонам жизни общества конца 19-начала 20 века, мы видим картину современного мира»;
«Его произведения пронизаны верой в будущее, надеждой на того, что люди научатся противостоять окружающей пошлости…».