Размер шрифта: A A A Изображения: Включить Выключить Цвет сайта: Б Б Б Выход

Мир Чехова в чтении детей: восприятие через призму времени.

 

Елена Ивановна Кирсанова,                              

заместитель директора МУК ЦБС                  

по работе с детьми ЦГДБ имени М. Горького

 (Таганрог)

 

 

В книге литературоведа Лакшина я как-то прочла, что имена великих писателей - как кометы: существуют они всегда, но временами приближаются к нам и вспыхивают на нашем небосклоне особенно ярко. 2010 год – год А.П.Чехова. Для нас, таганрожцев, год особенный, освященный юбилейной датой писателя.                   

 

Мы,  наверное, больше всех гордимся А.П.Чеховым, любим его книги, саму память о нем. Именем Антона Павловича названа самая протяженная улица Таганрога, на ней же в сквере установлен памятник писателю работы скульптора Рукавишникова; публичная  библиотека им. Чехова, театр им. Чехова, домик Чехова… Наверное, только в Таганроге так чувствуется присутствие Антона Павловича на каждом шагу. Наверное, только  здесь любой малыш, делающий  первые шаги по его тенистым аллеям, уже знает, что он родился в городе Чехова.                  

 

Поэтому деятельность детских библиотекарей Таганрога  немного  особая: ведь все творчество писателя, так или иначе, тесно переплетено с таганрогскими воспоминаниями, с таганрогскими сюжетами, и  наша работа с детьми  в этом направлении одна из самых живых и интересных.  

 

И хотя сам А.П.Чехов по воспоминаниям современников говорил: «Писать для детей совсем не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Надо не писать для детей, а уметь…», его  рассказы открывает для себя вновь и вновь каждое новое поколение. Рассказы А.П. Чехова любили и читали в семье императора Николая 11, они были обязательны в школьных программах советского периода. Причем, если вы откроете и просмотрите методическое пособие, например, Семановой «Чехов в школе» за 1955г. и сравните его с нынешними школьными программами, то увидите, что перечень программных чеховских произведений мало изменился за полвека. Изменились идеологические акценты, но не изменилось восприятие чеховских рассказов.  Современные дети также переживают за Ваньку, грустят вместе с Каштанкой, плачут по бедной Варьке.

 

Правда, локальные исследования читательских предпочтений современных детей и подростков показывают, что в отличие от школьников прошлых лет, нынешние, в подавляющем большинстве своем,  читают Чехова только в рамках школьной программы. Впрочем, и здесь все неоднозначно. Пример, исследовательская работа читательницы детской  библиотеки  Бережной К. «Мое открытие Чехова»:

 

«Я работала над исследовательским заданием по теме «Чехов и животные». Чтобы узнать, какие же животные сопровождали  Чехова по жизни, и как он к ним относился, мне пришлось прочесть не одну книгу о нем. Это и «Четыре жизни Чехова» под редакцией  В. Катаева, и «Книга о Чехове» Громова,  и «Следы его жизни» И.Бондаренко, «Дневник Павла Егоровича Чехова», «Воспоминания Марии Чеховой»... Я открыла для себя время, в котором жил Антон Павлович, познакомилась с его друзьями и семьей…»

 

Разумеется, столь серьезное исследование жизни и творчества Чехова ученицей 8 класса, в нынешних реалиях скорее исключение, чем правило, но не только. Оно же и доказательство того, что Чехов современен, его творчество интересно современному  подрастающему поколению. Задача библиотекаря увлечь Чеховым,  помочь  маленькому или даже не очень маленькому читателю открыть тонкий, умный чеховский мир, а значит, стать немного лучше, немного добрее.

 

Еще в преддверии юбилейного года во всех детских библиотеках были организованы своеобразные зоны творчества - «В гостях у классика». Они включали не только постоянно действующие выставки, связанные с именем великого земляка, но и «творения рук и умов читательских»: рисунки персонажей чеховских героев,  портреты А.П.Чехова в детском исполнении,  поделки из глины, ткани, бисера, отражающие представления детей о героях чеховских книг.  

 

Необычную выставку - кроссворд «Вокруг Чеховских героев» предложили своим читателям сотрудники Центральной городской детской библиотеки. Одна часть выставки представляет книги А.П. Чехова, в которых ребята могут найти ответы на вопросы. Другая часть состоит из кроссворда с вопросами и почтового ящика, куда дети опускают свои ответы. Здесь же располагается информация о самых активных читателях, правильно ответивших на вопросы.  

 

Интересно работает при Центральной детской библиотеке  школа компьютерной грамотности «Совенок». В рамках этой школы сотрудниками информационно-библиографического отдела проводятся уроки семейного чтения «Аудиокнига – новая реальность». В одном из разделов урока «Читаем классику всей семьей», есть материалы, посвященные А.П.Чехову: «Слушаем А.П.Чехова» и «А.П.Чехов - детям и родителям».

А. П. Чехов – признанный мастер коротких рассказов, которые как нельзя лучше слушать в формате аудиокниги. Этот прием используется и  в отделах обслуживания, где  раз в неделю   включаются для прослушивания аудиокниги чеховских рассказов.  Для современных детей такая форма приобщения к классике привлекательна, и аудиокнига в системе ценностей современного любителя литературы занимает далеко не последнее  место.

 

Кроме того, библиотекой составлен вебиблиографический указатель  Интернет-ресурсов, который может быть полезен читателям в выборе литературы посвященной жизни и творчеству А.П.Чехова.

 

В отделах библиотеки читателям и их родителям предлагаются индивидуальные рекомендательные закладки-списки «Время читать Чехова», «Читаем Чехова всей семьей».

 

В детской библиотеке им. Гайдара привлекает внимание книжная выставка «Мир Чехова неисчерпаем», на которой представлены книги о жизни писателя в Таганроге, труды литературных критиков, поэтов, прозаиков о судьбе Антона Павловича и его литературном наследии. Выставка дополнена предметами 19 века: подсвечником, статуэткой, миниатюрным столиком с пером и факсимеле письма Чехова. Возникает ощущение присутствия писателя: кажется, он  только что был здесь, работал и вышел на минутку. Тут же располагается литературная газета «Голоса из прошлого о великом земляке» с изречениями о Чехове известных людей, которые жили  в одно время, встречались, общались, переписывались с ним.     

 

 В другой детской библиотеке-филиале № 13 читатели-подростки надолго задерживаются  у необычной  книжной выставки «Тайны любви, или «кукуруза души моей», созданной по фотоматериалам и  переписке с Чехова с современницами.

 В детской библиотеке им. Василенко  работает  постоянно действующая книжная выставка «Этот неповторимый Чехов». На выставке представлены лучшие, новые издания книг А.П. Чехова. Переиздания его произведений,  первые тома нового издания  Полного собрания сочинений, портрет А.П. Чехова  выполненный читателем библиотеки.

 

Интересна выставка с высказываниями А.П. Чехова.  На цветных листах представлены высказывания.  

 

Тема Чехова огромна и неисчерпаема. Вся массовая работа к юбилею великого земляка велась под знаком «Библиотеки – Чехову». Отмечать ежегодно дни рождения писателя  - многолетняя, добрая традиция. В эти дни во всех детских библиотеках проходят литературно-музыкальные салоны «Встречи с Чеховым»,  театрализованные гостиные «Чехов в лицах», «Чехов и театр», «Страницы жизни о любви», вечера-портреты «Наш знаменитый земляк», «Четыре жизни Чехова». К участию в них традиционно привлекаются учащиеся музыкальных школ и юношеские театральные студии, что помогает создать атмосферу столь обожаемых юным Антошей домашних спектаклей. В дни рождения  Антона Павловича играются его любимые сценки, звучат его любимые музыкальные произведения, гостям подается его любимый пирог. В основе каждого мероприятия лежит книга: творческое наследие писателя, литературоведческие материалы.

В   Центральной детской библиотеке весьма популярны видеопоказы с обсуждением. С большим успехом  прошел видеоурок «Любовь у Чехова» для воспитанников Неклиновской летной школы по современному художественному фильму «Чайка», снятому М.Тереховой. Любовь - одна из вечных тем в мировой, русской литературе - не чужда была и Чехову. Сам Антон Павлович, начиная работу над пьесой, писал Суворину: «Можете себе представить, пишу пьесу /…/ Много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви».

 

Видеоурок прошел в форме обсуждения отдельных эпизодов фильма, подтолкнул подростков к  обмену мнениями, к раздумьям: что открывает Чехов своему читателю, обращаясь к теме любви? Каким законам подчиняется любовь, или она вообще необъяснима, непонятна? Ребята попробовали себя в новом амплуа - чтении отрывков пьесы по ролям с листа. Такие видеоуроки-обсуждения становятся мощным побудительным мотивом обращения подростка к первоисточнику – книге. Юбилейный 2010 год был отмечен в видеоклубе встречей юношества с автором цикла документальных фильмов Ю. Лаптевым. «Прототипы и персонажи произведений А.П.Чехова»  

Методическим отделом Центральной детской библиотеки разработан цикл «Уроки градоведения», который включает в себя, в том числе, и материалы о писателе-земляке. Уроки широко используются в работе детских библиотек. О детстве Антона Павловича, его семье, друзьях, о первой детской любви  к девочке-гимназистке Ириаде Савич, об увлечении Антоши театром  и других интересных фактах жизни будущего писателя узнают ребята  на уроке градоведения «Его здесь помнит каждый уголок».

«Путешествуем по Таганрогу» - так назывался один из этапов летней программы «Познай мир с книгой» детской библиотеки им. Н.Островского.  В августе  читателям библиотеки было предложено совершить путешествие с помощью книг по родному городу, вспомнить людей, которыми гордится Таганрог, написать отзыв на любимое произведение А.П.Чехова.

Маленькие читатели-дошкольники и младшие школьники рисовали героев из рассказов А.П.Чехова «Каштанка», «Белолобый». Старшие отвечали на вопросы викторины и писали отзывы на любимые произведения. Если мы откроем читательский дневник Чащихиной Кристины, то найдем оригинальный отзыв-фантазию по мотивам чеховского «Ваньки»:

 

Это рассказ о Ваньке Жукове, мальчике девяти лет, которого отдали в учение к сапожнику. Рассказ очень грустный, и я решила изменить его концовку.

 

Утром, разбирая почту, служащие отложили Ванькино письмо в сторону, так как на нем не было обратного адреса. Письмо случайно увидела дочь почтового служащего Аня. Ей стало жаль того, кто не получит письмо и того, кто не дождется на него ответа. Не зная, чем помочь, девочка пошла гулять.

 

На улице она увидела плачущего мальчика, над которым смеялись сидельцы из мясной лавки, которые накануне помогли ему отправить письмо.

 

-Ну, додумался, а адрес!

 

-Так это ты отправил письмо без адреса? Побежали на почту, пока письма не отправили – сказала Аня.

 

Они успели на почту и написали адрес на конверте. Письмо отправилось к дедушке Ваньки.

 

В одно утро, Ванька открыл дверь и увидел своего дедушку Константина Макарыча. Дедушка прочитал письмо, и ему стало очень жаль своего внука.

 

Он решил забрать его к себе в деревню.

 

Спустя время, Аня получила письмо от Ваньки Жукова: « У меня все хорошо, я хожу в школу, помогаю дедушке. У меня появилось много друзей, но тебя, Аня, я не забываю. Спасибо тебе и твоему отцу. Приглашаю Вас в гости».

 

Аня иногда приезжает к Ване в гости. Они вместе гуляют и вспоминают свое необычное знакомство.

 

Не менее интересен отзыв на рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» из дневника чтения семиклассницы Савченко Марии:

 

Что может быть лучше встречи друзей детства. Сразу столько воспоминаний. А как хочется обо всем расспросить, как сложилась жизнь, семья, карьера.

 

Чеховский Тонкий так рад был встретить Мишу (Толстого). Непринужденно рассказывал о себе, о своей службе. Представил жену и сына Нафаню. И Толстый тоже искренне обрадовался : «Ну, как живешь, друг?»  Да вот, незадача, спросил Толстый про службу, до какого чина друг дослужился.

 

Тонкий явно смутился, чин подкачал, «жалованье плохое». Толстому было чем похвастать : «Я уже до тайного дослужился».

 

Не хотелось бы оказаться на месте Тонкого после этого ответа.

 

Он весь съежился, от дружеского тона не осталось и следа.

 

Меня поразило, насколько общественное положение влияет на общение людей. Дружба не должна зависеть от чинов и богатства. Не нужно пресмыкаться перед высокопоставленным человеком, как это сделал Тонкий.

 

Этим он испортил всю радость от встречи старинных друзей и вызвал к себе неприязнь. Благодаря этому рассказу, я еще раз поняла, что и к себе, и к окружающим надо относиться с достоинством».

 

Подобные творческие работы позволяют надеяться, что из наших юных читателей вырастут прекрасные люди, такие, о которых мечтал их великий  земляк. Программа летнего чтения 2010г.  в этой детской библиотеке посвящена полностью нашему великому земляку.

 

Творчество – естественная потребность детства.  Особенно плодотворно  она реализуется участием  таганрогских ребят в различных конкурсах. Иногда в весьма неординарных.

 

Помните, как описывал Чехов героиню одного из своих произведений Каштанку? «Молодая  рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, очень похожая на лисицу»… А как выглядел бы этот любимый персонаж детворы в наши дни? Выяснить это решили сотрудники детской библиотеки- филиала№2, объявившие  в начале осени семейный фотоконкурс «Каштанка ХХ1 века».   Жители микрорайона живо откликнулись на идею библиотеки. Подростки, малыши вместе с родителями приносили фотографии своих четвероногих друзей, их  снимки размещали на специальном стенде, где все  желающие могли оценить творчество ребят. Правда, некоторые участники решили, что можно отойти от того четкого  описания, которое А.П.Чехов  дал Каштанке. Поэтому на выставке были изображения и пуделя с длинным носом, и ротвейлера, и иных «лохмачей». Итоги фотоконкурса подведены в январе 2010 года.  Современный облик чеховской Каштанки представлен на сайте ЦГПБ им. Чехова на странице детских библиотек.  

 

Областной литературно-творческий конкурс «Чехов сегодня и всегда», объявленный Ростовской областной детской библиотекой им. В.М. Величкиной  к 150-летию со дня рождения  с сентября 2009 по январь 2010 и организованный на муниципальном уровне ЦГДБ им. Горького, вызвал вал детских работ. В конкурсе принимали участие целые классы городских школ, детская театральная студия, детские художественные студии, читательские семьи. Интересно, что это были представлены не только традиционные рисунки, поделки, отзывы на полюбившиеся произведения, но и совсем неожиданные работы. Например, изданная коллективно учениками изостудии МОУ СОШ №37 (препод. Витченко Т.Н) книга, иллюстрированная работами учеников по рассказу Чехова «Произведение искусства», или электронное издание, созданное ученицей 5 кл. МОУ СОШ № 2 «Викторина по произведениям А.П.Чехова».   Таганрог представил 5 наиболее ярких. Все они оказались настолько интересными, что специальным решением жюри конкурса была учреждена номинация «Земляки Чехова», в которой  эти работы были отмечены. Конкурс показал, каким объединяющим началом выступает детская библиотека для огромной аудитории детей и взрослых в пропаганде творчества Чехова.

 

Если бы сегодня Антон Павлович смог вместе с нами пройти по улицам родного города, он понял бы, что от скучного, серого, бескрылого Таганрога не осталось и следа. Центр современного Таганрога в последнее время все больше превращается в музей под открытым небом: отреставрированы многие старинные особняки, здания, разбиты яркие цветные газоны, в людных местах установлены скульптурные памятники чеховских персонажей. Не случайно, в детской библиотеке им. Василенко  работает фотовыставка «Мои любимые чеховские места», приуроченная к юбилею писателя. Дети тонко чувствуют красоту, и выставка быстро пополняется новыми работами.  

Нельзя не упомянуть,  и какой самобытной страницей вписался в историю нынешнего  Таганрога Чеховский книжный фестиваль, ставший ежегодным. Уже четвертый год подряд весь город на несколько дней становиться площадкой для фестивального праздника. Юным читателям Таганрога   в дни фестивалей посчастливилось встретиться с такими популярными детскими писателями как А. Усачев, С.Востоков, Т. Крюкова, А. Гиваргизов.   Однако, главным героем Фестивалей, главным подарком, который Фестивали оставляют после себя, остается книга. Не случайно у Таганрога  появился новый, притягательный  бренд:  Таганрог – « книжный город ».   Ведь она из основных целей проведения Чеховских фестивалей – привлечение к чтению  в первую очередь подрастающего поколения.

 

Благодаря книжным фестивалям, детские библиотеки получают, пожалуй, лучшее из лучшего – литературу для детей и подростков, и прошлый год не стал исключением. Одним из самых значимых даров  фестиваля 2009 года, несомненно, стала уникальная книга «А.Чехонте… и…» специально изданная по заказу Администрации г. Таганрога к 150-летию рождения А.П.Чехова. Составителем книги стал известный  таганрогский литератор, член Союза писателей России   И.М.Бондаренко.  

 

Книга состоит из двух частей. В первую, которая называется «Антоша Чехонте», вошли рассказы молодого А.П.Чехова, написанные под этим псевдонимом.  Этот период в творчестве писателя нам, таганрожцам, особенно интересен тем, что сюжеты рассказов навеяны таганрогской действительностью тех лет. Замечательно и то, что  оформлена книга рисунками брата писателя,  талантливого художника и блестящего карикатуриста  Николая Чехова.

 Вторая часть «И…Коля Приходько, Лиза Каркищенко, Вика Болестева» - это стихи и проза, молодых таганрогских авторов. Их пока немного, но у них, возможно,  большое литературное будущее.

Презентация книги в форме устного журнала была проведена сотрудниками  ЦГДБ им. Горького в одной из школ города.

Современным таганрожцам трудно переоценить гражданский подвиг А.П.Чехова, проявлявшего на протяжении всей своей жизни постоянную заботу о родном городе.

В «Деле о пожертвовании книг для Таганрогской городской библиотеки известным писателем, уроженцем Таганрога А.П.Чеховым» Таганрогской городской управы хранятся списки присланных Чеховым книг. Большинство книг – это сочинения современных А.П.Чехову русских и западноевропейских писателей. На многих книгах - дарственные надписи. В течение пятнадцати лет А.П.Чехов собирал и отправлял их в таганрогскую публичную библиотеку.  В октябре 2009г. детскими библиотеками города была объявлена акция «Продолжи традиции А.П. Чехова! Подари библиотеке хорошую книгу», которая завершилась в день 150-летия А.П. Чехова.

Для современного ребенка очень важно прикоснуться душой к подвигу, совершенному Антоном Павловичем. Помочь ребенку осознать свою способность совершить добрый поступок - подарить книгу библиотеке, чтобы ее могли прочитать другие люди –  важное условие нравственного становления ребенка и одна из основных целей акции.

Информация о проведении была дана в СМИ, распространена в школах и дошкольных учреждениях, в отделениях почты города, информационные листы распространены в общественном транспорте. Акция нашла огромный эмоциональный отклик в сердцах горожан:  книги приносили представители от классов, детских садов. Книги дарили семьями и отдельные  читатели – дети и взрослые. Всего детским библиотекам подарено более 1200 книг.

На каждой подаренной книге сотрудники  вместе с детьми приклеивали юбилейные листки-памятки, на которых делали  пометки о том, кем она подарена. Лучшие из  книг, подаренных читателями, были представлены на  выставках.

В ходе проведения акции у сотрудников библиотек родилась идея не отказываться и от «взрослых» книг. В апреле они были переданы их в  дом инвалидов, другие организации города. Так или иначе, каждая подаренная к 150-летию писателя книга нашла своего читателя.

 

Творчество Чехова многогранно, лирика поэтична, юмор неисчерпаем, вера в лучшую жизнь человека непоколебима. «Глава о Чехове еще не кончена, - писал в свое время Станиславский.- Ее еще не прочли как следует, не вникли в ее сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть же ее раскроют вновь, изучат и дочтут до конца». Помочь в этом подрастающему поколению – долг библиотекаря. У нас большие планы на будущее и большая многоплановая работа, суть которой, можно выразить, вновь обратившись к Чехову:  «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! …не уставайте делать добро!», ведь будущее определяется тем, что люди делают сегодня. 


 Приложение

Создание сайта ® ЦГПБ имени А.П.Чехова, 2010
Разработка и создание сайта
Яндекс.Метрика